Accessibility links

«На войне. Что я видела, слышала, думала…»


Georgia -- exhibition “The Caucasus Front through Nino Jorjadze’s Camera Lens”. Tbilisi. 02Jul2015
Georgia -- exhibition “The Caucasus Front through Nino Jorjadze’s Camera Lens”. Tbilisi. 02Jul2015

Хроника Первой мировой войны в объективе и дневниках первой грузинской женщины-фотографа Нино Джорджадзе. Работы, до сих пор остававшиеся неизвестными широкой публике, выставлены в Национальной галерее имени Дмитрия Шеварднадзе в Тбилиси.

«На войне. Что я видела, слышала, думала. 1914 год», гласит надпись на пожелтевшем от старости листе дневника, начатом Нино Джорджадзе на Кавказском фронте.

Вместо фруктового сада за окном ее дома вид на морг, где неделями лежат тела погибших – хоронить их некому. Ее быстрые пальцы перебирают не черно-белые клавиши фортепиано, а ловко отматывают бинт – его катастрофически не хватает, солдаты, нуждающиеся в перевязках, истекают кровью. А вместо чинных бесед с аристократами за чашкой чая, она выслушивает последние слова умирающих солдат: «Январь. Умирает на моих руках солдат-мингрелец. Много говорит о загробной жизни, о Боге. На краю гибели видит спасение. Мне кажется, он подошел к неведомому. Он мне дал почувствовать величайшее единство всего мира. Не быть злым, душа наша должна согревать каждого, кто к ней приближается», – пишет Нино Джорджадзе в своем дневнике.

«На войне. Что я видела, слышала, думала…»
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:32 0:00
Скачать

Сознательно оставив благополучную жизнь, она записалась добровольцем в Красный Крест и поехала сестрой милосердия на фронт. Страшная эпидемия тифа, первая помощь раненым, караван беженцев, движущихся к спасению, – все это и многое другое Джорджадзе запечатлела на фотоаппарат «Кодак», доставшийся ей от брата Георгия Джорджадзе, тем самым вписав свое имя в историю грузинской фотографии в качестве первой женщины-фотографа.

На открывшейся сегодня экспозиции представлено 60 работ Джорджадзе. А то, что не уместилось в выставочном зале, наряду с отрывками из ее дневников, вошло в специальное издание, рассказывает куратор выставки Лика Мамацашвили:

«Нино была наделена удивительным даром. Технически она не изучала искусство фотографии, однако некоторые ее фотографии сделаны с таким профессионализмом, что многим есть, чему позавидовать. Ее архив очень большой. Книга, как и сама экспозиция, представлена в двух частях: первая – это жизнь Нино до войны – фотографии ее дома, родных, каких-то личных вещей, эпохи в целом. А вторая часть – документальные материалы о Первой мировой войне».

Пройдя всю войну по стопам смерти и боли, переболев сыпным тифом и сумев создать летопись Первой мировой, Нино Джорджадзе вернулась домой. Она прожила долгую жизнь – скончалась на 84-м году жизни. Все это время уникальный архив хранился в семье. Наряду с документальными материалами, семья предоставила музею и личные вещи Джорджадзе, говорит супруга ее потомка Тамара Лорткипанидзе:

​«Вот здесь ее документы – например, удостоверение сестры милосердия Красного Креста, вот Георгиевская медаль четвертой степени, которой Нино Джорджадзе была награждена в 1915 году. Здесь же ее дневники, написанные на французском и русском языке. Жаль только, что фотоаппарат, с которым она работала, не сохранился».

После войны Нино Джорджадзе больше не прикасалась к фотоаппарату. Ее камера стала своего рода оружием против войны, запечатлевала то, во что сложно было поверить. «Разумом сложно осознать весь ужас войны», – писала Нино Джорджадзе в одном из своих дневников.

XS
SM
MD
LG