Accessibility links

КГБ призывает к бдительности


Как-то все сразу забили тревогу. Такое впечатление, что все послевоенные годы жители Южной Осетии находились в заблуждении, полагая, что им больше ничего не грозит
Как-то все сразу забили тревогу. Такое впечатление, что все послевоенные годы жители Южной Осетии находились в заблуждении, полагая, что им больше ничего не грозит

Республиканский КГБ призывает население к бдительности и предупреждает о подрывной деятельности местных общественников, сотрудничающих с западными НКО. Эти заявления подхватывают подконтрольные политическим элитам СМИ и выступают с материалами, разоблачающими внутренних врагов республики. Парламент бьет тревогу по поводу возможного проникновения в Южную Осетию боевиков ИГИЛ под видом трудовых мигрантов и заявляет о необходимости принятия контрмер на законодательном уровне.

Как-то все сразу забили тревогу. Такое впечатление, что все послевоенные годы жители республики находились в заблуждении, полагая, что им больше ничего не грозит. По мнению российского эксперта Ивана Сухова, эти настроения привнесены из России, которая сейчас переживает не лучшие времена – война на Украине, международные санкции. По словам Сухова, Россия является локомотивом, в том числе, и для формирования политической повестки дня в этой маленькой республике. И то, что происходит в России (актуализация таких алармистских тем), распространяется на Южную Осетию по инерции. Говорит Иван Сухов:

«Понятно, что в маленьком обществе, которое по численности сопоставимо с небольшим московским микрорайоном, есть много куда более актуальных тем для обсуждения. Но, к сожалению, политическая традиция, которая диктуется в зависимости от того, что происходит в России, подразумевает обращение ко всяким, часто мифическим угрозам вместо концентрации внимания на решении конкретных проблем».

КГБ призывает к бдительности
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:18 0:00
Скачать

Российский политолог Евгений Крутиков лишь отчасти согласен с мнением, что политическая повестка дня Южной Осетии формируется в Москве. По его словам, действительно, пристальное внимание государства к иностранным НКО – это не югоосетинская, а общероссийская повестка дня. Другое дело, считает Крутиков, что качество исполнения этой работы теми же югоосетинскими спецслужбами оставляет желать лучшего.

Но есть и другие вопросы в политической повестке, которые инициируют в самой Южной Осетии. Например, разговоры об угрозе проникновения в республику исламистов под видом трудовых мигрантов из Северного Кавказа или республик Средней Азии. Говорит Евгений Крутиков:

«Тезис о проникновении страшных мусульманских сил появился еще до появления на карте мира ИГИЛ. Это начало произноситься и оформляться в наукообразные тексты около двух лет назад с подачи буквально двух российских политологов, которые вдруг неожиданно, совершенно на пустом месте эту тему запустили. И в это обсуждение совершенно искусственно пытались втягивать разных людей, в том числе и меня».

На какое-то время тема была позабыта, но теперь вновь актуализируется парламентом, не иначе, с подачи ее авторов, говорит Евгений Крутиков:

«Тема ИГИЛ не является для Южной Осетии актуальной ни в каком виде. Но надо же что-то обсуждать, надо что-то предложить избирателю, после того как закончились поводы для аппаратной борьбы и не удалось достигнуть тех результатов, которые планировались. А возвращаться к абсолютно мертвым лозунгам предвыборной кампании, понятно дело, никто не хочет».

Югоосетинский внутриполитический дискурс наполняется алармистскими заявлениями. Внешне это выглядит как желание противоборствующих политических сил вернуть республику к образу осажденной крепости. Это вполне понятно, если учесть, что никаких интересных идей никто не предлагает и увлечь избирателя за собой просто нечем. Зато есть пример тому, как эффективно использовались алармистские призывы прежними руководителями времен непризнанности. Вопрос – как теперь это сделать технически? И самое главное, как подвести избирателя к единственно правильному выводу?

Во времена Эдуарда Кокойты вывод был очевиден – консолидироваться вокруг лидера перед лицом врага. А сейчас? Единоличных лидеров в республике нет и пока, судя по всему, не предвидится. Убедить общество в грозящей ему опасности, когда на соседней улице стоит база 58-й армии, тоже проблематично. Другое дело, если предложить избирателю что-нибудь поинтереснее, чем страхи уже прошедшего исторического периода.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG