Accessibility links

«Грузинские тюрьмы еще далеки от европейских стандартов»


Как отмечают правозащитники, уверенности в том, что для пенитенциарной системы защита прав человека является отправной точкой, а ее работа ориентирована на ресоциализацию и реинтеграцию осужденного, все еще нет
Как отмечают правозащитники, уверенности в том, что для пенитенциарной системы защита прав человека является отправной точкой, а ее работа ориентирована на ресоциализацию и реинтеграцию осужденного, все еще нет

Сегодня, в свой первый рабочий день в ранге министра по исполнению наказаний и пробации Каха Кахишвили признал, что грузинские тюрьмы далеки от европейских стандартов. Сегодня же правозащитные НПО призвали нового министра согласиться на создание независимой группы по мониторингу защиты прав заключенных.

Новому министру по исполнению наказаний и пробации Кахе Кахишвили в свой первый рабочий день не пришлось знакомиться с сотрудниками ведомства. Он с ними познакомился еще год назад, когда стал заместителем их министра. Видимо, потому и с легкостью сообщил журналистам, что не исключает кадровых изменений. Впрочем, более оживленный интерес у журналистов вызвало другое: что станет приоритетом в работе третьего за время правления «Грузинской мечты» министра этого ведомства. Подчеркивая заслуги предшественников, Каха Кахишвили отметил, что на правовом и законодательном уровне проблемы практически решены.

«Мы еще далеки от европейских стандартов, но перелом в этой системе уже произошел».

Из слов министра Кахишвили стало ясно, что самое большое внимание он намерен уделить инфраструктурным проектам. Однако правозащитные НПО, к рядам которых до 2014 года причислял себя и Кахишвили, больше волнует другое – доступ к тюрьмам. Сегодня несколько профильных НПО обратились к министру с предложением создать независимую общественную группу по мониторингу защиты прав заключенных. Ответ министра не заставил себя ждать:

«Грузинские тюрьмы еще далеки от европейских стандартов»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:10 0:00
Скачать

«Заявление – это одно. Но к нему должно быть приложено конкретное видение решения этой проблемы. Когда они предложат мне концепцию, мы рассмотрим ее».

Согласия на создание такой группы НПО добиваются уже три года, сразу после прихода к власти «Грузинской мечты». Как отмечает глава НПО «Ассоциация молодых юристов» Анна Нацвлишвили, несмотря на то, что в тюрьмах Грузии пытки заключенных не имеют уже системного характера, уверенности в том, что для пенитенциарной системы защита прав человека является отправной точкой, а ее работа ориентирована на ресоциализацию и реинтеграцию осужденного, все еще нет:

«Очень часто, когда становится известно о фактах избиения, смерти или суицида заключенных, высокопоставленные чиновники министерства, не дожидаясь даже итогов внутреннего расследования, напрочь опровергают, что такие факты имели место. Тем самым они не способствуют тому, чтобы соответствующие органы независимо, своевременно и эффективно расследовали дела и устанавливали достоверность таких фактов».

Из-за политики игнорирования рекомендаций правозащитников Министерство по исполнению наказаний и пробации попало в черный список Народного защитника. В ежегодном докладе омбудсмена Учи Нануашвили отмечается, что из 27 случаев смерти заключенных лишь на одно последовала реакция. Не были расследованы также факты возможных пыток и избиения заключенных.

Правозащитник Гела Николаишвили отмечает: как бы парадоксально это не звучало, после широкомасштабной амнистии одной из проблем остается переполненность в грузинских тюрьмах, а строительство новых тюрем идет очень медленно. Есть и другие проблемы, продолжает Гела Николаишвили:

«Проблемой остается попытка криминальных авторитетов установить контроль в тюрьмах. Я не могу сказать, что тюрьмы контролируют криминалы, но нужны серьезные шаги со стороны министерства, чтобы противостоять этой проблеме. Практически перестал работать институт УДО. В законе говорится, что осужденные не за тяжкие преступления, отбыв половину срока, имеют право на условно-досрочное освобождение и им в этом, за исключением особых случаев, не должно быть отказано. А сегодня все происходит ровным счетом наоборот».

О том, что нужно будет сделать новому министру, сегодня говорил его предшественник, теперь министр МВД Георгий Мгебришвили. По его словам, в этом году министерство планировало построить отдельное учреждение для отбывания наказаний молодыми людьми в возрасте от 18 до 21 года, перейти на электронное слежение за досрочно освобожденными, а также решить вопрос долгосрочных свиданий для женщин-заключенных. В отличие от осужденных мужчин, они этим правом пользоваться сейчас не могут.

XS
SM
MD
LG