Accessibility links

Большой разговор в Общественной палате


Диалог с элементами полемики в Общественной палате сегодня все же был, ибо многие члены ОП в своих вопросах и выступлениях озвучивали те претензии власти, которые предъявляют ей оппозиционеры
Диалог с элементами полемики в Общественной палате сегодня все же был, ибо многие члены ОП в своих вопросах и выступлениях озвучивали те претензии власти, которые предъявляют ей оппозиционеры

Сегодня в Общественной палате Республики Абхазия более двух часов проходила встреча с президентом страны Раулем Хаджимба. Неделю назад на встрече президента с представителями общественности была достигнута его договоренность с секретарем ОП Нателлой Акаба, что его визит в Палату состоится в ближайшую пятницу, но не получилось. Не получилось и его диалога в ОП с представителями Блока оппозиционных сил, ибо их на встрече не было (надежды накануне одной моей коллеги-журналистки, что состоится их «очная ставка», не сбылись). Впрочем, этого пока и не планировалось. ​Но, тем не менее, диалог с элементами полемики в Общественной палате сегодня все же был, ибо многие члены ОП в своих вопросах и выступлениях озвучивали те претензии власти, которые предъявляют ей оппозиционеры. То есть получился в значительной мере разговор с «мягкой оппозицией».

Во вступительном слове Рауль Хаджимба призвал политические силы к конструктивному обсуждению социально-экономической и политической ситуации в стране. «Эти вопросы могли быть обсуждены в рамках политического консультативного совета, который мы предлагали создать. Я вновь предлагаю представителям оппозиции не пренебрегать этой идеей», – отметил он. Было сказано также о том, что Абхазия должна стать полноценным стратегическим партнером России. «Нужно понять, что и у России своих проблем хватает. И мы должны это учитывать, когда говорим о союзничестве и стратегическом партнерстве, и должны подтягивать свое государство до уровня полноценного партнера, а не быть постоянным просителем, – сказал Хаджимба. – Мы не подняли никаких тарифов за этот год, но путем жесткого администрирования получили хоть небольшие, но результаты, которые свидетельствуют о том, что у нас есть резервы».

Большой разговор в Общественной палате
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:11 0:00
Скачать

Отвечая на вопрос члена Общественной палаты Надежды Венедиктовой о выводах, которые руководство намерено сделать из результатов проверок Контрольной палаты, Рауль Хаджимба сказал, что документы будут перенаправлены в правоохранительные органы. «Мы создали так называемые РУПы, МУПы и практически отдали на откуп руководителям этих структур все, что находилось в их ведомстве, то есть в собственности этих предприятий. Они это использовали не самым лучшим образом. Часть оборудования продана. Значительная часть неиспользуемых территорий отдавалась в аренду, а далее в субаренду. Все, кто имеет отношение к этим процессам, получают соответствующие дивиденды, а государство при этом ничего не получает», – сказал он. Никто не уйдет от ответственности, у руководства есть на то политическая воля. Так же, как и ситуации с двумя детсадами в Гудауте, сдавать которые в эксплуатацию нельзя, просто небезопасно. Что касается городского стадиона в Сухуме, то, да, стадион красивый, но средства на его строительство ушли явно несоразмерные объему работ. «Верните, – сказал президент, – то, что вы украли, – и спите спокойно».

Нателла Акаба остановилась на недовольстве оппозиции редакционной политикой Абхазского телевидения. Съезд «Амцахара» показали на нем поздно вечером и ночью, а в последующие дни не допускают на АТ, идет только критика оппозиционеров. «Кто сказал, что нет проблем на телевидении? – сказал президент. – Меня тоже сокращают, как это сделали в передаче о встрече с общественностью… Но я знаю, что после съезда были приглашения оппозиционерам на ТВ, но…»

Разговор о телевидении привлек внимание многих выступавших. Так, член ОП Вячеслав Цугба заметил, что его впечатления после первой передачи про встречу президента с общественностью заметно изменились после второй передачи о том же. А член ОП Сократ Джинджолия заметил, что, глядя на некоторые выступления представителей властной команды, он думает, что для власти было бы лучше, если бы этих выступлений не было.

Член ОП Арда Инал-Ипа считает, что национальной идеей в Абхазии должно стать преодоление разобщенности общества. «Одна рука не должна ненавидеть другую». «К сожалению, некоторые деятели неверно, на мой взгляд, понимают заинтересованность нашего стратегического партнера, ошибаясь в том, каковы истинные интересы России, и пытаются соревноваться в том, кто больше уступок готов предложить», – сказала она. Майские события 2014 года создали новые вызовы. Наш стратегический союзник заинтересован в том, чтобы Абхазия была дружественной, но дееспособной страной со своим суверенитетом. Важно бдительно охранять суверенитет. На ее взгляд, слишком болезненной была реакция на съезд оппозиционной политической партии «Амцахара». «Я не знаю, какие законы были нарушены участниками съезда, что по отношению к некоторым из них принимаются жесткие меры», – спросила она. У власти есть большие ресурсы, чтобы продемонстрировать, что она – лидер всего народа, а не отдельной политической группы. К примеру, возвращение в эфир Абхазского государственного телевидения передачи Ирины Агрба «Кафедра» стало бы сильным ходом властей, а от этого выиграли бы и общество, и сами власти. Инал-Ипа заявила, что судебный процесс по делу о покушении на жизнь бывшего президента Александра Анкваба, сопряженный с убийством двух офицеров Государственной службы охраны, похоже, разваливается. Хотелось бы услышать мнение властей, что это квалифицируется как преступление, по которому судебный процесс должен быть доведен до конца. У многих складывается ощущение, что поскольку прошлые власти сегодня жестко критикуют в связи с коррупцией, то преступления, которые были совершены в свое время против них, сегодня снимаются с повестки, на них закрывают глаза. Она также предложила ввиду новых возможностей и сил довести до конца расследования политических убийств прежних лет. Арда Инал-Ипа обратила внимание на ситуацию вокруг Сухумской крепости и намерение восстановить ресторан у Сухумской крепости. Она сказала о возможности продлить набережную до района Турбазы, чтобы набережная на территории бывших санаториев МВО и ПВО была открытой для горожан.

Рауль Хаджимба сказал, что вопрос о набережной в районе МВО и РВСН поднимался абхазской стороной на встрече с российскими коллегами, и те проявили понимание.

Вместе с тем он сказал: «Когда представители власти, которые должны способствовать тому, чтобы эта власть состоялась, которые несут ответственность за эту власть, сидят на такого рода съездах и аплодируют тому, что нужно эту власть развалить, – это не совсем верный подход… Пока мы будем так рассуждать, у нас не будет государства». На съезде, продолжил он, Ирина Агрба говорит, что сегодня во власти бандиты. А некий гражданин высказывает мнение, что президент поручил премьер-министру получать материальные дивиденды для него… По его словам, в прежние годы он был в жесткой оппозиции и к Багапшу, и к Анквабу, но никто из них троих не позволял себе таких высказываний по отношению друг к другу.

Член ОП Асида Шакрыл продолжила тему взаимоотношений власти и оппозиции. Общество весьма негативно отреагировало на слова в телевыступлении вице-президента еще перед съездом «Амцахара», что может пролиться кровь. А после съезда телевидение стало раскручивать это, нагнетать обстановку. Асида Шакрыл сказала:

«В течение нескольких дней давали интервью из разных мест. И люди говорят: «Я готов отдать жизнь за президента!» Это хорошо, наверное, что есть такие люди… Но это расценивается как «готов воевать и умереть». Готов умирать – значит готов воевать. Нельзя этот диалог, выстраивание его отдавать на усмотрение телевидения».

Немало внимания она уделила и положению в Гальском районе, где недавно побывала и где настроения людей, по ее мнению, становятся все хуже. Хотя они в целом с пониманием встретили перевод в этом году грузинских школ на русский язык обучения, ибо их самих не устраивает, что дети после школы уезжают продолжать учебу в Грузию. Асида Шакрыл сказала:

«Их дома пустеют. Они, наоборот, хотят, чтоб их дети на русском языке обучались. Но мы что делаем? Мы сразу, как в советское время говорили: «Пятилетку – в четыре года!» Почему-то сразу хотим, чтоб они с первого по четвертый классы на русском обучались. Они просят: первый, второй классы – мы готовы, пожалуйста; а потом – третий, четвертый. Поэтапно. Почему так не можем сделать?»

Рауль Хаджимба с большинством сказанного ею не согласился:

«Значительная часть, вы сами сказали, учится на грузинском. И хотят ехать в Тбилиси дальше продолжать учиться. Не очень-то многие хотят сюда к нам ехать, в АГУ учиться. Не так, как вы это представили».

А на ее замечание, что гальцам приходится платить много налогов, возразил:

«Что касается арендных вопросов и платежей за землю. Почему нас не слышит никто? Мы впервые пошли на то, чтобы отменить налог на землю с крестьянских хозяйств. И законопроект этот уже прошел соответствующую работу над ним в парламенте».

Если же берется земля в аренду в дополнение к положенному по закону наделу, то это уже другое дело.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG