Accessibility links

Проспект Агмашенебели: предвыборная реставрация


Процесс очень напоминает реабилитацию другой части Агмашенебели, осуществленную еще при прошлых властях. На носу опять выборы, сроки выполнения работ крайне сжаты, а большинство проектов оставляет желать лучшего
Процесс очень напоминает реабилитацию другой части Агмашенебели, осуществленную еще при прошлых властях. На носу опять выборы, сроки выполнения работ крайне сжаты, а большинство проектов оставляет желать лучшего

В Тбилиси ведется реконструкция старейшего проспекта столицы – Агмашенебели. Проект «Новый Тифлис» городские власти презентовали в начале этого года.

Ни гула машин, ни разговоров прохожих, ни возгласов уличных зазывал, предлагающих купить букет сирени или пару колготок. Только шум работающей техники, доносящийся откуда-то издалека. Если идти от станции метро Марджанишвили в сторону площади Саарбрюкен, ощущение, что жизнь постепенно останавливается. Фасады домиков с узорчатыми балконами оголены до кирпичной кладки и прикрыты зеленой полупрозрачной сеткой. У каждого дома – указатели. «Дом №12. Построен в 1867 году. Поначалу здесь была гостиница – «Немецкие номера». Позже здание было переделано под жилой дом, а его первый этаж был отдан под магазины с цветными витражами, читаю на указателе. Если верить надписям, соседний – 14-й дом тоже был построен в 1867 году. В итальянском дворике с длинными деревянными лестницами и бельевыми веревками, тянущимися через весь двор, тихо. «Марина!» – зовет соседку пожилая женщина, внимательно следящая за происходящим во дворе. Спустившись по скрипучим лестницам, Марина начинает рассказывать историю своего дома – то, что знает от матери, а та, в свою очередь, от бабушки соседки. Вспоминает колоритных тбилисцев, которые жили здесь когда-то. Говорит, что ее семья обосновалась здесь в начале 20-х годов. На протяжении многих лет дом постепенно ветшал, говорит Марина, трещины разрастались, а дерево, которым отделаны лестницы и балконы, высыхало.

Проспект Агмашенебели: предвыборная реставрация
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:26 0:00
Скачать

«Сейчас в течение месяца нам обещают, что нас отсюда временно выселят, дабы восстановить вот это все, потому что еще немножко, и мы можем уйти во двор», – говорит она, имея в виду балконы, которые, как опасаются люди, могут и вовсе обвалиться.

Всего реабилитационные, реставрационные и укрепительные работы будут проведены в 45 зданиях. Это часть проекта «Новый Тифлис». В его разработке участвовало около 200 специалистов. Историк архитектуры Давид Хоштария – один из них. Он с тремя коллегами работал над единой концепцией развития этой части города. Именно они предложили восстановить сады, разбитые там в свое время военнопленными немцами, и сделать эту часть проспекта Агмашенебели пешеходной улицей.

«Тбилиси, можно сказать, единственный большой город в этом регионе, который не имеет большую пешеходную улицу. В Баку есть, в Ереване, Анкаре, Стамбуле... В Тбилиси до сих пор нет. Да, есть улица Шардена, но это маленькая улица, специфическая, с определенным профилем. Это не то, конечно».

За тем, как проходит реабилитация Агмашенебели, практически в ежедневном режиме наблюдает НПО «Тбилисис Амкари», говорит его представительница Цира Элисашвили. По ее словам, процесс очень напоминает реабилитацию другой части Агмашенебели, осуществленную еще при прошлых властях. На носу опять выборы, сроки выполнения работ крайне сжаты, а большинство проектов оставляет желать лучшего, говорит она.

«Главная проблема, к сожалению, – это неквалифицированные специалисты. В ходе проектирования не были учтены очень важные детали. Так, например, фасадное покрытие было полностью снято, и это объяснили необходимостью укрепления. В то же время обнаженная кирпичная кладка показала, что там никаких конструктивных трещин не было, из-за чего могло бы понадобиться такое грубое вмешательство. На всей этой территории всего два здания – дома №34 и №46, работы в которых ведутся согласно методологии реставрации».

Помимо этого, продолжает Элисашвили, все незаконные пристройки, которые жители самовольно лепили к своим домам на протяжении этих лет, власти решили оставить. Более того, если до этого это были, как правило, легкие деревянные конструкции, то сейчас их сменят железобетонные. В этом свете говорить о возвращении зданиям первичного вида не приходится, говорит Элисашвили. Недочетов было допущено много как в самих проектах, так и уже в ходе их выполнения. И опять-таки хуже всего, что все делалось и продолжает делаться в спешке, на ходу меняя облик исторических зданий, – лишь бы успеть к выборам.

XS
SM
MD
LG