Accessibility links

Гюмринские уроки


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В эти дни внимание всего постсоветского пространства приковано к жуткой трагедии в Гюмри. Помимо естественного возмущения убийством целой семьи, наверное, нет никого, кто бы ни ставил вопрос, как такое стало возможно. И какие выводы можно сделать из случившегося – выводы не столько для Армении – это дело армян, но и для самих себя.

Смотрю телевизионные репортажи, читаю сайты и блоги, и практически везде одна и та же картина. Скорбь, гнев, массовое недовольство населения, все громче звучащие вопросы по поводу нахождения российских войск в Армении и в конце как бы скороговоркой, сквозь зубы сказанное: «А что делать, нахождение российской база в Армении – вынужденный шаг, связанный с геополитической ситуацией». Иначе говоря, Россия является важнейшим гарантом безопасности страны, находящейся фактически в состоянии заторможенной войны с ближайшими соседями – Азербайджаном и Турцией.

Смотришь на все происходящее и невольно задаешь себе крамольный вопрос: а что если пофантазировать, сугубо гипотетически представить себе, какой была бы сегодня Армения без войны в Карабахе и в условиях дружеских отношений с Турцией и Азербайджаном? Ни в коей мере не встревая во внутренние дела страны, просто пофантазировать... Что было бы?

В первую очередь могу сказать, что наверняка не было бы никакой гюмринской базы, равно как и «стратегического партнерства» с Россией. Более того, могу предположить, что Армения опередила бы всех в вопросе евроинтеграции – для этого у нее есть все необходимые условия: культура труда, дисциплина, высокий уровень образования населения, серьезные бизнес-навыки и очень влиятельная диаспора по всему миру...

В условиях нахождения в сфере влияния Запада можно с вероятностью в 99% утверждать, что Армения была бы страной вполне демократической – со скидкой на постсоветские инстинкты, разумеется. Западные правила игры обеспечили бы значительно более высокий уровень реализации предпринимательских талантов армян, которые они проявляют везде – от России до Парагвая, но меньше всего в собственной стране.

Уж в чем можно быть уверенным, так это в том, что половина крупного бизнеса в Баку была бы в руках у армян...

Написал все это – и пришел в ужас. Уж не знаю, какой была бы в этой ситуации Армения, но Грузия была бы в глубокой пещере. Все то, благодаря чему Грузия существует на карте мира, – газопроводы, нефтепроводы, транзитные маршруты, ЖД магистраль Баку-Карс – все это сегодня проходило бы по территории Армении – так короче и дешевле...

Но... В 88-м году история пошла по другому пути... Началась война в Карабахе, которая надолго вычеркнула Армению из стратегических проектов и намертво привязала ее к России.

Что ж, это все – дело Армении и армянского народа, у меня нет никакого морального права делать какие-то оценки. Но на что у меня есть полное право – это говорить о выводах для своей страны.

А выводы для Грузии очень простые. Территории очень важны. Восстановление территориальной целостности очень важный вопрос, один из самых важнейших. Именно так – «один из самых важных», но не единственный. Страна живет не только территориями, и вполне естественное желание грузин вернуть потерянные земли не должно затмевать все остальное. Возвращение территорий имеет свою цену, и она не должна быть непомерно высокой.

250 тысяч грузин жили в Абхазии – я в их числе, и это действительно очень важно. Но я категорически не согласен решить проблему 250 тысяч человек ценой потери перспективы для остальных 4,5 миллионов.

4,5 миллиона – это больше чем 250 тысяч. Целая страна не должна находиться в заложниках у одной отдельно взятой территории.

Большинство населения Грузии эту дилемму в упор не замечает. Очень часто можно услышать: «Главное, чтобы Абхазия вернулась, а тогда можно быть и с Россией».

Но это совершенно неправильный подход. «Быть с Россией» – это неизбежное установление на территории страны российских правил игры, возрождение коррупции, криминально-бюрократической вертикали, воровского кодекса и всего остального. Учитывая кавказский максимализм, можно предположить, что в конечном итоге это будет российская система, но еще более мерзкая и разложившаяся.

Нужны ли нам Абхазия и ЮО такой неподъемной ценой? Готовы ли мы лишить страну перспективы развития ради возвращения 20% территорий?

Не знаю, кто как, но за себя могу сказать определенно: криминально-застольно-наркоманско-воровская Грузия лично мне не нужна – ни с Абхазией, ни без нее.

Конечно, ни в коей мере не призываю забыть о Сухуми и Цхинвали. Ни в коем случае. Призываю лишь к тому, чтобы не дать никому возможность использовать потерянные территории в качестве приманки. Прекратить любые разговоры типа «если будем хорошо себя вести, русские вернут вам территории». Мы должны четко знать – не вернут. Более того, возвращение такой ценой неприемлемо.

Главный принцип должен быть простым и понятным – страна не меняется на территорию...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG