Accessibility links

Конец эпохи Гарибашвили


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

На днях завершилась одна из самых невыразительных и скучных эпох в грузинской политике – эпоха Ираклия Гарибашвили. Побыв два года на посту премьер-министра, он ушел в отставку, оставив после себя недоуменные лица соотечественников – что это вообще было?

Чем запомнится уже уходящая эпоха Гарибашвили? Да по большому счету ничем особенным. Ни особыми свершениями, ни прорывными инициативами, ни грандиозными преступлениями, ни ужасными провалами. Все было как-то так, ни туда ни сюда... Вот, он ушел, а сказать про него особенно нечего. Не гений, не злодей, так, середнячок, попавший на немыслимую высоту благодаря воле случая и вопиюще некомпетентной кадровой политике Нашего Светоча. Не он первый, не он последний политик, который не оставит после себя никакого следа.

Это плохо потому, что Грузия – страна переходного периода, и ей надо бежать сломя голову только для того, чтобы не стоять на месте. Мы не можем позволить себе находиться в позе созерцания – только движение вперед.

Хорошо потому, что могло быть и хуже. Мог быть, к примеру, серьезный резкий рост преступности, а не тот половинчатый, который мы сейчас имеем. Мог быть развал финансовой дисциплины, опоздания зарплат, невыплата пенсий, возвращение коррупции, воров в законе. Да мало ли какие катаклизмы может повлечь за собой неумелое управление. Всего этого удалось, ну, или почти удалось избежать. Уже неплохо…

В Грузии было немало таких премьер-министров, о которых забывали через неделю после их отставки. Кто помнит таких персонажей, как Отар Пацация или Георгий Арсенишвили? А они были, между прочим, премьер-министрами на протяжении многих лет, а не всего лишь двух...

Слышу возражения: «какой такой премьер-министр? Он занимал эту должность формально, а реально страной управлял Бидзина Иванишвили».

Это и правда, и неправда одновременно. Очевидно, что Ираклий Гарибашвили выполнял роль мальчика на побегушках при дворе Великого Гуру. Но... Роль марионетки также имеет немалое значение. В конце концов, следует принимать во внимание, что Иванишвили не управляет Грузией в повседневном режиме: это ему не нужно, да и нет у него таких данных – менеджер из него ниже среднего.

Наш Светоч действительно руководит страной через своих шестерок, но только в общем, глобальном, стратегическом смысле. У премьер-министра, даже такого усеченного, всегда есть целый набор полномочий, которые он может использовать самостоятельно.

И даже для выполнения задач, поставленных перед марионеткой, нужны определенные навыки. Которых у выдающейся посредственности, какой является Ираклий Гарибашвили, нет и быть не может.

Впрочем, не то чтобы он правда ничем не запомнился. Единственное яркое пятно эпохи Гарибашвили – это его крайне злобные и истеричные высказывания в адрес «националов», других оппозиционеров, телекомпании «Рустави 2», неправительственных организаций.

Экс-премьер Грузии сперва болтал, а потом думал: прилюдно выносил судебные приговоры, фактически призывал к расправам над ЕНД, называл своего бывшего коллегу Ираклия Аласания «идиотом» – и это не где-то на кухне, а на заседании, между прочим, правительства.

Несдержанность на язык – давняя беда грузинских политиков. Вон, Михаил Саакашвили тоже выдает перлы не хуже премьер-министра «Мечты»... Но там все-таки другое дело: Саакашвили – яростный политик, боец, непредсказуемый, способный на грандиозные перемены и такие же грандиозные преступления. В его исполнении ругань хоть и режет ухо, но является частью харизмы.

В случае с Гарибашвили – ничего этого нет. Его ругань – это несдержанность середнячка. Матерщина, за которой ничего нет.

Что ж, теперь все это в прошлом. Гарибашвили может спокойно заниматься чем угодно, даже остаться на крупном посту в коалиции. Хорошо быть середнячком – памятник не поставят, но и в тюрьму не упекут.

Теперь пару слов о новом премьер-министре Георгии Квирикашвили. И тут не согласен, что персона не имеет значения и что все будет решать Иванишвили. В стратегическом смысле – да, но и премьер-министр много чего может.

Уверен, что Квирикашвили будет намного более квалифицированным премьер-министром. Он взрослее, солиднее. У него нет харизмы и энергии Саакашвили, но зато он более уравновешен и спокоен. И уж точно во всех отношениях лучше, чем Гарибашвили на этом посту.

Просто потому, что более опытный, и, насколько я могу судить, бизнесмены о нем положительно отзываются. Потому что не будет нести всякую чушь типа «националы» бросают в подъездах шприцы, чтобы создать иллюзию роста уровня наркомании».

В конце концов это тоже важно: иметь премьер-министра, за выступлением которого не следишь с нарастающим ужасом, – что еще он сегодня ляпнет?

Есть еще один момент, который для меня имел большое значение: Георгий Квирикашвили не принимал участие в бессовестной и мерзкой кампании травли президента Национального банка. Тогда, после отмашки из стеклянного дворца Великого Гуру, вся «мечтательская» свара набросилась на главу Нацбанка с обвинениями в том, что он специально обесценивает национальную валюту и руководит его действиями сам Саакашвили.

Тогда нынешний премьер, а в то время министр экономики, фактически воздержался от участия в этой постыдной и вредной для финансовой системы кампании. Он высказался по этому поводу очень обобщенно, практически не дав никаких категорических оценок, стало быть, какие-то принципы у него по жизни имеются.

Если учитывать, что принципы – это то, что в «Мечте» является самым большим дефицитом, можно утверждать, что Квирикашвили будет лучшим премьером, чем большинство из его коллег по коалиции.

Не факт, что постоянное вмешательство другого середнячка – Бидзины Иванишвили – будет способствовать его успешной деятельности на посту премьера, но уж, по крайней мере, хуже, чем его предшественник, он не будет.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG