В Адыгее, где в январе следующего года истекает срок полномочий главы республики Аслана Тхакушинова, избиратели требуют прямых выборов губернатора. Соответствующий закон был отменен местным законодательным собранием в марте этого года. Несогласные граждане проводят народные сходы.
В мае 2012 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев вернул прямые выборы губернаторов. Вслед за федеральным центром закон о прямых выборах приняла и Адыгея. Глава республики Аслан Тхакушинов тогда горячо поддержал этот закон, он много говорил о его пользе и, вообще, вел себя как локомотив движения за прямые выборы губернаторов. Но ближе к окончанию своего срока локомотив ударил по тормозам.
В марте законодательное собрание Адыгеи незадолго до окончания своих полномочий отменило прямые выборы главы республики. Вместо этого главу будут избирать депутаты республиканского парламента из представленных президентом России трех кандидатов. В результате Адыгея стала единственным субъектом Южного федерального округа, где не предусмотрены прямые выборы губернатора.
Почему так? Никаких разъяснений по этому поводу не было, говорит черкесский общественник из Краснодара Аскер Сохт. Закон приняли украдкой, без объяснения причин, будто надеялись, что никто не заметит:
«Удивительно, что отменяют прямые выборы главы республики без обсуждений в обществе, в средствах массовой информации. Все это делается в тишине. И самое удивительное – это письмо от постоянного представительства президента в ЮФО, которое пришло в ответ на обращение граждан республики. Из него следует, что они даже не были в курсе, что прямые выборы главы региона отменили, потому что в письме они говорят: вы сами можете избрать кандидата, любого, который вам нравится, на всеобщих прямых выборах при тайном голосовании, которое пройдет в республике Адыгея. Почему отменили? Быть может, виной тому плохие воспоминания Тхакушинова о выборах? На последних выборах президента республики, на которых победил Хазрет Совмен, Аслан Тхакушинов набрал 2,5%. С этим рейтингом после отставки Совмена он был назначен главой Адыгеи и прорулил республикой 10 лет».
В январе истекает его второй и последний срок. Тхакушинов уже объявил своего преемника – премьер-министра Мурата Кумпилова, племянника с говорящим прозвищем «Пылесос».
Вообще, за 10 лет правления Аслан Тхакушинов перевел сферу управления республикой на семейный подряд. Сын губернатора Мурат – прокурор Тахтамукайского района, зять Чич Хизир – глава республиканского Совета безопасности. И так далее по длинному списку. Среди родственников и председатель Верховного суда, министры, банкиры, депутаты, главы муниципалитетов. Даже местный политсовет «Единой России», по уверениям местных сторожил, более чем на 70 процентов состоит из родственников губернатора. Одним словом, за эти годы была проведена огромная селекционная работа, отдать которую на поругание неотесанному избирателю просто немыслимо. Какие уж тут выборы?!
Волнения родственников вполне понятны, говорит Аскер Сохт, местному обществу этот «семейный подряд» не по душе:
«В Адыгее такого никогда не выло. Это считалось неэтичным. Чтобы Хазрет Совмен или Аслан Джаримов (бывшие президенты республики) назначали на посты своих родственников? Это было совершенно неприемлемо. А что касается советского периода, то такие вещи были абсолютно исключены. Здесь же все моральные нормы опрокинуты. Все. И мы надеемся, что федеральный центр это увидит, услышит, потому что ситуация у нас уже ни в какие ворота».
Люди возмущены – и простые граждане, которые считают, что в угоду своей корысти их лишают избирательных прав, и местные элиты, которые не прочь потягаться на выборах с действующими. Граждане как-то организуются, пишут жалобы в Москву, собирают подписи под обращением к лидеру «Единой России» Дмитрию Медведеву, в населенных пунктах проводят народные сходы. Говорит Аскер Сохт:
«Конечно, им всячески препятствуют. Например, глава поселка Яблоновского сказал: "А я вам не дам провести мероприятие в доме культуры "Факел". Он у меня в аренде, и ключи у меня в кармане". Это еще один из приближенных родственничков, которого назначили главой населенного пункта, где он не родился и не жил никогда. Буквально сегодня в Майкоп вызвали главу администрации Шенджий, чтобы он воспрепятствовал сходу граждан, который был запланирован в этом ауле. В ауле Панахес вчера прошел сход граждан, там тоже всячески пытались это мероприятие не допустить, но не получилось, потому что правоохранительные органы не хотят выступать в качестве инструмента для услужения локальным интересам.
– Т.е. противодействия со стороны силовиков не происходит?
– Они задали вопросы, посмотрели разрешение, повестку мероприятия, тексты проектов обращений и сказали: "Да, все законно"».
Интересно, чью сторону в конечном счете примет центр. Ни одна из сторон не считает себя оппозицией. Они все обращаются к Кремлю, подают ему сигнал – «я свой». И в этом смысле выбор центра не может быть ограничен какой-то необходимостью, продиктован жесткой политической целесообразностью. Здесь, скорее всего, все решают предпочтения – кто ближе, понятнее, что из этого свое.