ПРАГА---Эскалация в зоне нагорно-карабахского конфликта произошла в ночь на 25 февраля. В результате были убиты пятеро офицеров Азербайджана. Мы обсудили причины весеннего обострения с азербайджанским экспертом Хамзатом Данилом.
Катерина Прокофьева: Чем спровоцировано это последнее обострение в Карабахе – или это День памяти жертв Ходжалы, или это референдум в НКР, или это назначение Мехрибан Алиевой? Какой рычаг, что из последних событий сыграло роль?
Хамзат Данил: Я заметил такую вещь: то, о чем говорили давно, допустим, какие-то отдельные люди, сейчас уже очень многие стали понимать, что все обострения в Карабахе всегда с чем-то связаны. Т.е. они всегда связаны с внутренними проблемами либо в Азербайджане, либо в Армении, потому что обострения подкидываются с обеих сторон, и вполне возможно, что они еще как-то являются «договорняками» с двух сторон. Все это делается синхронно, все знают, что делают и для чего делают. Сейчас очень многие понимают, что любое обострение всегда с чем-то связано. Я так вижу, что скоро будет еще одно обострение, потому что в Армении сейчас идет трюк с передачей власти в парламент, якобы будет парламентская страна, президента лишают полномочий, но тем не менее Серж (Саргсян) оставляет свою партию в парламенте.
Ну, там свои игры, но я думаю, что им тоже нужно будет еще одно обострение, чтобы напоминать людям, что есть внешний враг, что надо сплачиваться… Патриотическая демагогия обычно очень простая: надо быть всем едиными и очищать ряды от всяких «пятиколонников» – все враги, которые хотят вбить клин между кем-то и кем-то или между нами и властью. А с чем связано последнее обострение, мне трудно сказать. Я не очень верю в то, что это связано с назначением Мехрибан, лично я считаю, что не с этим связано.
Катерина Прокофьева: Но это породило волну недовольства?
Хамзат Данил: Я не думаю, что в Азербайджане это породило волну недовольства, потому что ни для кого не секрет, что семья правит, и еще один член получает какое-то официальное назначение. От этого ничего серьезно не меняется, что бы порождало какое-то недовольство. Я думаю, это недовольство искусственно вбрасывается самой властью. К тому же у Мехрибан Алиевой не такой уж плохой рейтинг внутри народа, т.к. она довольно много занималась благотворительностью. Реально есть люди, которым она помогла, и немало таких людей, поэтому на фоне других функционеров власти Мехрибан не так плохо смотрится, чтобы ее назначение порождало какое-то недовольство. Ну, это мое личное мнение, поэтому это карабахское обострение вряд ли, на мой взгляд, связано с этим. Меня напрягает, что использовали тяжелое оружие. Обычно тяжелое оружие без санкций Москвы в обострениях не используют.
Катерина Прокофьева: Как и год назад его использовали…
Хамзат Данил: Наверняка, возможно, какие-то группы недовольных этим назначением, просто таким образом намекают, что демонстрируют свое недовольство. Вполне возможно, что эти группы – не только внутри Азербайджана, но и в Москве, т.е., видимо, в Москве кому-то тоже не понравилось это назначение. Вполне может быть такой вариант и даже, скорее всего, так и есть.
Катерина Прокофьева: Т.е. это может быть санкционировано с той стороны…
Хамзат Данил: То, что санкционировано, я в этом даже не сомневаюсь. Вот как только в Карабахе применяется тяжелое оружие, значит, это санкционировано.
Катерина Прокофьева: Но в этот раз ведь не просто солдаты, а элитная диверсионная группировка…
Хамзат Данил: Ну, это уже мне непонятно, почему надо было бросать в пекло лучшие кадры, лучших офицеров?