Accessibility links

"Открытие" Европы. Где, как и почему смягчают карантин


Французский плакат с выражением благодарности медикам, продавцам, сотрудникам чрезвычайных служб, почтальонам и фермерам
Французский плакат с выражением благодарности медикам, продавцам, сотрудникам чрезвычайных служб, почтальонам и фермерам

11 мая – начало нового этапа смягчения карантинных мер в большинстве европейских стран. Что будет разрешено и чем это может обернуться?

"К нам уже несколько десятков человек записались, работы на пару недель вперед! Не знаю, как мы с этим справимся, у меня дома двое маленьких детей, у коллеги тоже... Ну ничего, напряжемся, лучше, когда работы невпроворот, чем когда ее совсем нет и жить не на что!" – смеется Власта. Она с двумя коллегами держит небольшую, но популярную в округе парикмахерскую в одном из микрорайонов Праги. 11 мая они возобновляют работу после почти двухмесячного "карантинного" перерыва.

В Чехии, как и по всей Европе, частично ослабляют меры изоляции, принятые в связи с пандемией COVID-19. Откроются практически все магазины, включая крупнейшие супермаркеты, предприятия сферы услуг, возобновят работу кинотеатры, хоть и с ограниченным числом зрителей и рассадкой через ряд в кинозале. Откроются музеи и картинные галереи, часть школьников вернется на занятия. Правда, людям по-прежнему настоятельно рекомендовано соблюдать дистанцию в общественных местах, а ношение защитных масок вне дома остается обязательным – в этом Чехия с самого начала пошла дальше остальных европейских стран, где маски обязательны по большей части в магазинах, общественном транспорте и других местах скопления людей.

Большинство европейцев, засидевшись в карантине, радуется хотя бы частичному возвращению к нормальной жизни. Но немало и тех, у кого открытие магазинов и прочих заведений и неизбежное усиление социальных контактов вызывает тревогу: не придет ли из-за этого в ближайшее время новая волна пандемии?

"Пока что нельзя отменять ограничения! Сегодня мы худшие в Европе [по смертности от COVID-19], а завтра – убираем карантин", – горячится автор этого твита, британец. Впрочем, смягчение режима, объявленное вечером 10 мая премьер-министром Соединенного Королевства Борисом Джонсоном (который сам в апреле заразился коронавирусом и едва не умер), оказалось самым умеренным из всех европейских стран. Это неудивительно: с ограничительными мерами Великобритания тоже не спешила, в результате чего первой из стран Европы перешагнула печальный рубеж в 30 тысяч смертей от COVID-19.

Джонсон призвал британцев сохранять бдительность, отметил, что отныне у них будет больше возможностей находиться на воздухе – гулять в парках, заниматься спортом и т. д., – но не пообещал никаких серьезных послаблений в ближайшие недели. Можно поехать в лес или на пляж, встретиться со знакомыми – при этом, однако, строго соблюдая двухметровую дистанцию. Более того, в ближайшее время может быть введен 14-дневный карантин для всех прибывающих в Британию из-за рубежа. Большую часть магазинов и школы не планируется открывать до июня, отели останутся закрытыми, скорее всего, до июля. Оппозиция и руководство Шотландии уже подвергли премьер-министра критике за недостаточную конкретность его воскресного выступления.

Италия долгое время была главным европейским очагом коронавирусной инфекции. С начала ее распространения в стране заразились около 220 тысяч человек, свыше 30 тысяч умерли. В строгом карантине страна пребывала два месяца, первые частичные послабления пришли в начале мая. Рестораны и кафе стали торговать своей продукцией на вынос, но ожидается, что они полностью откроются в июне, если число зараженных коронавирусом вновь не начнет расти. Работает часть магазинов, открылись парки, с 18 мая к ним присоединятся также музеи и большая часть предприятий розничной торговли. Школы, однако, останутся закрыты до конца учебного года.

С 4 мая вернулись на работу более 4 с половиной миллионов итальянцев – это, правда, очень немного для 60-миллионной страны, чья экономика в этом году, по некоторым прогнозам, сократится из-за пандемии на катастрофических 13%. Вот как выглядели улицы итальянских городов в минувший понедельник – первый день после отмены жесткого карантина:

Итальянцы получили возможность ездить по стране (на расстояние до 100 км) и навещать близких родственников и друзей. Пятилетняя Чечилия раньше каждую неделю навещала своих бабушку и дедушку. Из-за карантина она не видела их два месяца – и, конечно, соскучилась, как и они:

Пандемия с ее грозными последствиями, однако, научила многих итальянцев осторожности. "У большинства из нас смешанные чувства, – говорит журналист из Милана Франческо Джамбертоне. – С одной стороны, затеплилась надежда на то, что худшее позади. С другой – многие обеспокоены, что быстрое смягчение карантина вызовет вторую волну инфекции".

Так же по большей части настроены и жители Испании – второй наиболее пострадавшей от коронавируса страны Евросоюза. И здесь смягчения режима изоляции начались только после того, как ежедневное число жертв COVID-19 упало с 700–800 до менее чем 200 и продолжало снижаться. Еще в конце апреля вернулись на работу сотрудники некоторых торговых и строительных компаний, с начала мая стали возможны прогулки в парках и занятия спортом, затем открылась часть предприятий сферы услуг, например парикмахерские. Рестораны и кафе торгуют на вынос. Для любителей отдыха у моря главная радость – открытие пляжей:

6 мая испанский парламент утвердил продление режима чрезвычайной ситуации еще на две недели: без этого невозможно действие каких-либо ограничений. Впрочем, какие именно из них и как долго будут действовать, решают власти отдельных регионов и автономных областей. Например, пляжи в районе Малаги и Гранады откроются позже, чем в других прибрежных областях, поскольку там более сложная эпидемиологическая обстановка.

Это еще не будет нормальная жизнь, а лишь новый этап возвращения к ней

Во Франции, напротив, усилия по борьбе с коронавирусом централизованы. С 11 мая начинается смягчение карантина, но специфическим образом: правительство разделило страну на две зоны – "красную" (северные и северо-восточные районы, включая Париж и окрестности) и "зеленую" (остальная территория Франции). В "красных" департаментах запретов останется больше: останутся закрытыми средние школы, парки, не будут отменены некоторые ограничения на поездки. В "зеленых" районах почти отпадет необходимость в пропусках, которые французы в период карантина должны были оформлять для того, чтобы перемещаться вне дома. В школы вернутся около 1 миллиона детей и 130 тысяч учителей.

"Это еще не будет нормальная жизнь, а лишь новый этап возвращения к ней, – предупредил сограждан премьер-министр Эдуар Филипп. – От каждого француза потребуется дисциплина и ответственность". Помимо возможной второй волны COVID-19, жители Франции опасаются катастрофических последствий карантина для экономики: в первом квартале этого года она уже сократилась почти на 6%. О том, как быстро беднеют люди, говорят, например, длинные очереди у благотворительных кухонь, где можно получить бесплатную еду. Сотрудники одного такого предприятия, Les Restos du Coeur, говорят, что только за первую неделю мая число их клиентов выросло на 40%.

Экономика сократится и в Германии – согласно большинству прогнозов, за год примерно на 5%, – но в целом власти страны довольны тем, как немцам удается справляться с ситуацией. Канцлер Ангела Меркель, однако, высказывается осторожно. "Можно уверенно заявить, что первая фаза пандемии за нами. Но это по-прежнему ранняя фаза, это бег на длинную дистанцию", – заявила Меркель 6 мая, после встречи с главами правительств всех 16 федеральных земель ФРГ. На ней обсуждались меры по смягчению карантина.

Можно уверенно заявить, что первая фаза пандемии за нами

Если судить по сведениям, просочившимся к журналистам, встреча была бурной. Главы некоторых земель, например, Бремена, настаивали на скорейшей отмене большинства ограничений, других, например, Вюртемберга, наоборот, заявляли, что смягчение карантина преждевременно. Итогом был компромисс, который можно считать политическим успехом канцлера. Открытие сферы услуг и отдельных отраслей экономики регионы будут регулировать в основном самостоятельно, но основные этапы согласованы, а главное – для всей Германии действует единое ограничение: если в каком-либо районе число новых зараженных превысит 50 в день на 100 тысяч человек населения, там должен быть снова введен строгий карантин. Это решение вряд ли обрадует участников недавних демонстраций протеста против действующих ограничений, которые прошли в ряде немецких городов.

Пока, однако, ситуация настолько улучшилась, что принято решение с 15 мая возобновить матчи футбольной Бундеслиги – правда, пока без зрителей и со строгими противоинфекционными мерами для игроков. Тем более что поступают и тревожные новости: клуб 2-й Бундеслиги "Динамо" (Дрезден) в субботу сообщил, что у двоих его игроков тест на коронавирус оказался позитивным. Всего таких случаев теперь 12 – на более чем 1700 тестов, проведенных в обеих высших лигах.

Немецкие СМИ сообщают также, что на западе Германии, на мясокомбинате компании Westfleisch, растёт число инфицированных работников. По данным на 10 мая, заражение выявлено в общей сложности у 205 из них. Администрация компании сообщила, что большинство из 1200 сотрудников комбината в Косфельде живут в квартирах по 3–5 человек. Среди работников мясокомбината много выходцев из восточноевропейских стран.

По словам Ларса Шааде, вице-президента крупнейшего эпидемиологического центра Германии – Института Роберта Коха, распространение коронавируса в стране не закончилось и вряд ли закончится до появления эффективного лекарства или вакцины. В воскресенье институт предупредил, что количество новых инфицированных в стране опять слегка возросло. Тем не менее, по мнению Ларса Шааде, нынешний уровень распространения коронавируса позволяет начать новый этап – "жить с вирусом и контролировать его". Похоже, именно таков сейчас подход и большинства европейских правительств, и Евросоюза в целом, который пока ограничился рамочной стратегией постепенного выхода из карантина: решения о большей части конкретных мер по-прежнему принимаются на национальном или региональном уровнях.

В долгосрочной перспективе мы должны пойти дальше, чем просто вернуться к статус-кво

А вот открытие внутриевропейских границ, закрытых уже почти два месяца, странам ЕС, естественно, придется координировать. Пока даже в тех случаях, когда формальное решение об открытии границ на выезд из страны принято (как, например, в Чехии), это мало что значит, поскольку в соседних странах по-прежнему действуют ограничения на въезд. Греция и Хорватия объявили, что готовы уже с июля вновь принимать туристов, но пока совершенно неясно, сможет ли кто-нибудь приехать. Вероятнее всего, Шенгенская зона начнет восстанавливаться не раньше конца лета – начала осени, если не придет новая волна пандемии.

Предварительные переговоры о возможном открытии границ летом ведет между собой группа стран Центральной Европы – Австрия, Венгрия, Германия, Польша, Словакия и Чехия, – где эпидемиологическая ситуация относительно неплохая. Но о каких-либо результатах этих консультаций говорить пока рано. Хотя, например, член Еврокомиссии Илва Йоханссон в интервью Reuters полна оптимизма: "В долгосрочной перспективе мы должны пойти дальше, чем просто вернуться к статус-кво. Нужно укрепить и расширить Шенген. Для начала я бы хотела, чтобы в него вступили Болгария, Румыния и Хорватия". Когда откроются внешние границы Евросоюза, пока не отваживается говорить никто.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG