Accessibility links

Новый политический пейзаж


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Впервые после октябрьских парламентских выборов грузинское общество получило возможность посмотреться в зеркало опроса общественного мнения – как обычно, благодаря американцам, в данном случае Международному республиканскому институту. Исследование проведено где-то между двумя выборами: примерно через полгода после парламентских, за полгода до муниципальных. Такие опросы редки, и каждый из них дает возможность оценить текущую расстановку политических сил.

Среди избирателей, которые намерены участвовать в осенних муниципальных выборах, 30% сказали, что будут голосовать за правящую «Грузинскую мечту», 15% – за «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили, 8% – за отколовшихся от этой партии «Европейских демократов», 6% – за «лейбористов», 4% – за «Альянс патриотов», 3% – за «Свободных демократов». Как обычно, значительная часть – около 30% – не определилась или отказывается отвечать.

В таких случаях интересно не только то, какой у каких партий рейтинг, но и то, кто решает этим данным не доверять. Как ни парадоксально, более всех недовольны партии, занявшие в рейтинге два первых места. Мы уже привыкли, что «Грузинская мечта» традиционно не доверяет этим опросам: некоторые их представители обвиняют американские организации в том, что те «работают на Мишу». Как видно, первое место команду Иванишвили не удовлетворяет: конкуренции не должно быть вообще.

Новый политический пейзаж
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:43 0:00
Скачать

Новизна в том, что перестали доверять социологам и многие «националы». И это несмотря на то, что после болезненного раскола партия сохранила второе место и примерно вдвое больше сторонников по сравнению с отколовшейся «Европейской Грузией». Проблема в том, что данные опроса опровергают версию верных «мишистов» о том, что представлял собой конфликт в их партии. Они упрямо отказываются употреблять само слово «раскол»: просто небольшая группа людей, оторвавшихся от партийных масс, позорно ушла. В этой оценке своя логика: все привыкли считать, что грузинские партии лишь приложение к харизматическим лидерам, в данном случае – Саакашвили. «Националам», которые осмелились перечить лидеру, говорили: без Миши вы просто нули без палочки. Оказалось, не совсем так. Да, популярность «Национального движения» зависела от Саакашвили, но отнюдь не на сто процентов. При этом «евронационалы» своими восемью процентами весьма довольны.

Психологически понятно, что после недавнего развода обе стороны все еще заняты взаимными разборками. Перед каждой из них стоит реальная и непростая задача: объяснить избирателям, чем они конкретно отличаются от бывших соратников. Опрос показал, что обеим частям распавшейся партии в сумме удалось сохранить уровень поддержки, который она имела в октябрьских выборах. Это можно считать достижением. Но ясно и то, что по отдельности ни одна из них не имеет шансов составить реальную конкуренцию правящей силе, а перспектив на возможность сотрудничества не видно.

Это при том, что позиции партии власти весьма уязвимы. Из опроса ясно, что народ жизнью недоволен. 65% опрошенных считает, что страна идет в неправильном направлении и лишь 21% дает на тот же вопрос оптимистический ответ; 56% считает, что их финансовое положение в течение последнего года ухудшилось и лишь 6% процентов зафиксировало улучшение. На этом фоне оппозиции полагается быть гораздо сильнее, но существующие партии не смогли убедить избирателя, что они лучше, чем «Мечта».

Почему недовольный народ не хочет поддерживать оппозицию? Ответ можно найти в данных этого же опроса: люди больше всего боятся войны и внутренних беспорядков. А последнее ассоциируется скорее с «националами», чем с «Мечтой». У последней нет очевидных достижений, но она обеспечивает относительно спокойную, пусть несколько застойную, жизнь. На этом фоне 30% реальной поддержки, которые есть у правящей партии, может оказаться вполне достаточно для того, чтобы не слишком беспокоиться насчет осенних муниципальных выборов. Если, конечно, в течение будущих шести месяцев не произойдет чего-то непредвиденного.

Исключение могут составить выборы мэра Тбилиси. Действующий мэр Давид Нармания крайне непопулярен, и поддержка со стороны правящей партии может оказаться недостаточной для любого другого кандидата. Здесь личность может оказаться более важна, чем партийная поддержка. Но появится ли личность, которая может бросить реальный вызов команде Иванишвили? Это должно проясниться в ближайшие месяцы.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG