Accessibility links

На лицо прекрасное, жуткое внутри, или Город без «Ирыстона»


Во время одного из визитов помощника президента России был озвучен план по строительству обновленной гостиницы в центре Цхинвала
Во время одного из визитов помощника президента России был озвучен план по строительству обновленной гостиницы в центре Цхинвала

Снос старейшей в республике гостиницы «Ирыстон» в центре Цхинвала может начаться в ближайшие дни. Это вызвало новую волну тревоги среди старожилов города, которые считают ее своим историческим символом.

В июне этого года, во время одного из визитов помощника президента России Владислава Суркова, был озвучен план по строительству обновленной гостиницы в центре Цхинвала. Тогда же министр строительства Южной Осетии Эдуард Дзагоев представил соинвестора – предпринимателя из Северной Осетии Вадима Бердиева, и озвучил сумму, в которую обойдется возведение нового объекта – 430 млн рублей. При этом участие соинвестора оценивалось всего в 30 млн рублей. Обозначили и сроки начала строительства четырехзвездочной гостиницы – демонтаж здания должен завершиться к началу ноября.

Тогда забили тревогу коренные цхинвальцы, которые называли это сооружение «духом и историей старого города», пыталась поднять шум начальник отдела по охране памятников при Министерстве культуры Нелли Табуева. Она не просто обнародовала данные о том, что «Ирыстон» входит в реестр памятников архитектуры Южной Осетии под номером 1.26, но и сообщила, что никаких документов, согласовывающих снос гостиницы, ее отдел не получал.

На лицо прекрасное, жуткое внутри, или Город без «Ирыстона»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:12 0:00
Скачать

Нелли Табуева писала многочисленные письма в разные инстанции, общалась с Министерством строительства. Она и сегодня называет происходящее нарушением закона:

«Несмотря на все это, Министерство строительства и все, кто этим занимается, не сочли нужным обратиться к нам официально, как принято. Принято так, чтобы они обратились и сказали, что, вот это – объект культурного наследия, дайте нам разрешение, предписание на дальнейшие действия с этим памятником. Но министр культуры уже подписала бумагу. Три министра – министр экономики, министр строительства и министр культуры подписали эту бумагу. Я даже об этом не знала. Когда я в очередной раз звонила в Минстрой и ругалась, они мне ответили: министр ваш уже подписал».

Табуева считает, что она сделала все возможное и как начальник отдела по охране памятников культуры, и как гражданин, которому небезразлична судьба исторического центра Цхинвала.

Жанна Зассеева согласилась сегодня озвучить «Эху Кавказа» официальную позицию ведомства по ситуации вокруг строительства новой гостинцы «Ирыстон»:

«У Министерства культуры должна быть одна позиция: мы должны охранять и стоять горой за каждый исторический памятник, тем более что он в реестре. Но, с другой стороны, у меня есть вот такой вопрос: когда что-то приходит в негодность, когда уже становится невозможным пользоваться той или другой вещью, или предметом (хочу, чтобы меня правильно поняли), мы же стараемся что-то изменить?! Первоначально, когда у нас не было еще никакой проектной документации, ничего, отстаивали позицию: пока мы не увидим документы, что это будет, кто это строит и каких принципов придерживаются проектировщики, мы все были одинаково против того, чтобы сносить гостиницу». Мнение изменилось тогда, говорит Зассеева, когда строители объяснили ей, что хотят сохранить фасад здания полностью, вплоть до мелочей. Никуда не исчезнет, по ее словам, и скульптура, которая сейчас расположена у входа в гостиницу: «Она может быть сдвинута на пару метров, но останется частью архитектурного облика исторического здания».

В августе 2017 года была создана и историко-культурная экспертиза, в которую вошли известные в Цхинвале историки, деятели культуры и науки. В составленном на основе ее заключения специальном акте значилось четыре пункта. В первом комиссия рекомендовала создание независимой экспертной комиссии, которая бы обосновала невозможность реконструкции с последующим сносом гостиницы «Ирыстон». Далее, в случае необходимости строительства нового здания, просила воссоздать фасад памятника и сохранить скульптурную композицию, которая также является объектом культурного наследия под реестровым номером 1.40.

Спустя два месяца один из подписантов – директор научно-исследовательского института Роберт Гаглоев в разговоре со мной по телефону продолжает настаивать на проведении грамотной профессиональной экспертизы, а председатель Союза художников РЮО Тамерлан Цховребов сказал коротко:

«Я за то, чтобы его снесли. Потому что это древнее, старое здание, слабое, все стены его из щепки, из древних материалов. Если его восстановят один в один с нуля, я согласен, чтобы его снесли. Но не так, чтобы снесли и сделали там супермаркет. Просто пусть построят такое же здание, но прекрасное, хорошее, из современных материалов. Я буду за».

Показали мне сегодня в Министерстве культуры и проект будущего строения, которое действительно полностью воссоздает внешний вид гостиницы, построенной в 37-м году прошлого столетия. По неподтвержденной информации, старое здание гостиницы «Ирыстон» начнут сносить уже завтра, а в соцсетях появилась очередная инициативная группа, которая намерена защитить от исчезновения памятник культурного наследия.

«Народу не нужны клоны своих родных памятников, – написал один из пользователей соцсети. – Снесите тогда все фамильные башни, патриоты Родины, передайте их Бердиевым, чтобы построили их клоны на народные деньги. С кондиционерами и с парковками для машин. Они все являются памятниками культурного наследия и одинаково охраняются законом. Те, кто поддерживает снос, выступая против закона и государства, поддерживают беспредельные действия!»

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG