Accessibility links

Итоги югоосетинской недели: меньше партий, меньше судей, больше правды с хлебных мест


Теперь, заявил президент, с этой преступной практикой покончено и новая власть создает благоприятные условия для инвестиций
Теперь, заявил президент, с этой преступной практикой покончено и новая власть создает благоприятные условия для инвестиций

Неделя началась с неожиданного заявления президента Бибилова на встрече с жителями Дзауского района. Говоря о проблемах развития экономики и о причинах нежелания инвесторов вкладываться в республику, он указал, что виной тому – югоосетинская бюрократия, которая в последние годы требовала с потенциальных инвесторов долю в бизнесе за возможность беспрепятственно осуществлять хозяйственную деятельность в республике.

Теперь, заявил президент, с этой преступной практикой покончено и новая власть создает благоприятные условия для инвестиций. По словам помощника президента Вячеслава Гобозова, речь идет о необходимости переформатирования отношений в республике, в том числе и по линии «власть-бизнес»:

«Есть понимание того, и президент это четко выразил, что необходимо упорядочить отношения между властью и бизнесом. Создать прозрачные и единые для всех правила игры, понятные бизнесу в первую очередь. Нужно, чтобы четко были обозначены все флажки, за которые не могут выйти ни власть, ни бизнес, и взаимоотношения между ними регулируются только законом. Мы должны обеспечить неприкосновенность собственности, возможность для инвестора, неважно внешнего или внутреннего, работать, не боясь, что какие-то органы могут потребовать от него что-нибудь сверх того, что положено по закону».

Скачать

На этой неделе ушла в отставку председатель Верховного суда Илона Хугаева.

В разговоре по телефону с моей коллегой Ириной Келехсаевой Илона Хугаева предупредила возможные домыслы по поводу своей отставки, сказав, что решение об уходе приняла сама. По ее словам, до того несколько раз разговаривала с президентом лично, просила принять ее отставку, в то время как Анатолий Бибилов советовал ей подождать начала обещанных судебных реформ. Сейчас ей предлагают место судьи Верховного суда, но, по словам Хугаевой, возвращаться работать в эту систему она не намерена: ее устраивает выход в отставку, который предусматривает пожизненное содержание в размере 80% от зарплаты Верховного судьи и спокойная, размеренная жизнь. До окончания срока полномочий Хугаевой оставалась лишь пара месяцев. И все-таки, по мнению югоосетинского общественника Тимура Цхурбати, когда вместе с президентами меняются и председателя Верховного суда, – это производит плохое впечатление.

Как он сказал в интервью Ирине Келехсаевой, значит, что-то ее не устраивает. Она человек молодой, амбициозный, и добровольно она не ушла бы. Возможно, предположил Тимур Цхурбати, на нее оказывают давление или предлагают какие-то решения, которые она не хочет принимать.

Говорит Тимур Цхурбати:

«Для построения республики это плохо. Должна быть система, при которой Верховный суд действительно не будет зависим ни от президента, ни от кого! Я не знаю, как это сделать, но я думаю, что и новое назначение пока не будет соответствовать тем критериям, которые предъявляются независимому судье. То есть, к моему великому сожалению, демократия у нас еще хромает. Судебная реформа, которая намечается, должна быть направлена, прежде всего, на независимость судей. Сейчас этого, насколько я знаю, пока нет. Думаю, личностных качеств у судей хватает, чтобы быть честными и добросовестными, но, видимо, система построена так, что они пока не могут быть полностью независимыми. Мы должны следовать лучшим в мире примерам».

На этой неделе Минюст республики направил в суд исковые заявления о ликвидации трех из четырнадцати зарегистрированных политических партий, созданных в период президентства Леонида Тибилова. Это «Площадь свободы», «Достоинство и справедливость» и «Фидан». Вместе с партией «Справедливость. Труд. Развитие», по которой Минюст сделал аналогичное заявление в начале октября, уже четыре партии будут закрыты.

По заявлению министра юстиции Залины Лалиевой, причиной ликвидации партий стала их политическая несостоятельность – в течение пяти лет ни одна из них не приняла участия в президентских или парламентских выборах.

Действия министерства в интервью моей коллеге Жанне Тархановой разъяснил спикер парламента Петр Гассиев:

«Что бы сейчас ни говорили, напомню, что Минюст начал проверку партий еще до того, как Анатолий Бибилов стал президентом. До того. Даже до парламентских выборов 2014 года. Сейчас со сменой руководства Минюста этот процесс пошел быстрее и интенсивнее. Идет работа по проверке членов партий и всей деятельности. Никаких репрессивных или иных драконовских мер не предвидится. Любая партия, которая соответствует закону о политических партиях, продолжит существовать. И политической подоплеки в этом искать не надо».

Многие наблюдатели не оставили без внимания, что первыми под действие закона попали партии, которые в свое время выступали на стороне экс-президента Леонида Тибилова против нынешнего президента Анатолия Бибилова. В то же время лидеры некоторых ликвидируемых партий признают законность претензий Минюста.

Накануне это признал лидер еще одной партии «Справедливость. Труд. Развитие» – Хох Гаглойты, а в интервью Жанне Тархановой с обоснованностью действий государства согласился и член политсовета партии «Осетия – площадь Свободы» Родион Сиукаев:

«Это сейчас идет становление партийной системы, так что все будет нормально. Они по закону же ликвидируют, беззаконием не занимаются. Если партия не участвовала ни в парламентских, ни в президентских выборах, она по закону подлежит ликвидации. Поэтому они по букве закона это делают, ничего незаконного в их действиях нет. Я сам из партии не выходил, я числюсь в партии, как и более пятисот членов партии «Ирыстон – Саерибары фаезуат».

На этой неделе состоялось первое судебное заседание в рамках уголовного дела о клевете на партию «Единая Осетия», в которой обвиняется гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили.

Напомним, после выборов президента Бибилова она заявила, что его сторонники из Ленингора еще до инаугурации примериваются к хлебным местам в районе. Они уже сидят на этих местах, но Тамару все-таки обвиняют в клевете.

Сегодня в ленингорском районном суде рассматривалась жалоба Тамары на незаконное возбуждение против нее уголовного дела ленингорской районной прокуратурой. Основание для жалобы – норма закона, по которому объектом клеветы может быть только физическое лицо, но уж никак не юридическое (политическая партия в том числе).

Первое рассмотрение жалобы, назначенное на вторник, не состоялось из-за неявки истца – председателя ленингорского райкома партии Спартака Дрияева.

Сегодня же Спартак Дрияев принял участи в судебном заседании. На суде истец заявил, что испытал страдания из-за клеветы Тамары. Первый раз еще до выборов (т.е. до наступления «клеветы» Тамары). Получается, как бы страдал, предчувствуя клевету.

Второй разу же в сентябре, т.е. спустя полгода после выборов и, соответственно, «клеветы». Не иначе, терпел полгода в надежде, что страдания пройдут, но они не прошли.

Обвинение и потерпевший Спартак Дрияев разразились праведным гневом в отношении меня и Тамары как главных очернителей района и заявили, что с этим очернительством надо покончить. Странные люди, по их мнению, очернителями являются не те, кто чинит произвол в районе, а те, кто смеет возмущаться по этому поводу.

Сегодня суд отклонил жалобу Меаракишвили, т.е. признал уголовное дело по подозрению в клевете на юридическое лицо обоснованным. Вот фрагмент интервью адвоката Тамары Икрамжана Раматова моей коллеге Ирине Келехсаевой:

«Ну, вы слышали постановление. Мы считаем, что оно носит необоснованный, незаконный характер. Во время судебного заседания все доводы нашей стороны были четко обозначены в подтверждение жалобы. Опровергнуть их ни прокурор, ни потерпевший не смогли: ни со ссылкой на нормы закона, ни по другим основаниям. И, естественно, нами будет приведена кассационная жалоба на это постановление».

Судья огласил только резолютивную часть постановления, без мотивировочной. Понятно почему – ее нет и быть не может. Постановление – полный бред, не имеющий ничего общего с буквой закона. Теперь этот бред будет обжалован в кассационные инстанции. Мне интересно, что будет дальше. Вслед за МИДом, Генпрокуратурой и судом, правда пока только на уровне района, продолжится дискредитация государственных институтов Южной Осетии в угоду невежества Спартака Дрияева? Или в Цхинвале кто-то вдруг смекнет, что цель и средства не сопоставимы по цене?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG