Accessibility links

Неважные выборы


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Муниципальные выборы везде имеют проходное значение. Что бы ни говорили о важности местных органов власти, мы знаем, что большинство рассматривает их как некую тренировку перед «настоящими», т.е. общенациональными выборами. Тем более в стране, где муниципальные власти традиционно послушны центральным. Это проявляется и в том, что на местные выборы, как правило, приходит меньше людей.

Такая оценка касается местных выборов везде. Но есть большая разница между их статусом в «настоящих демократиях» (т.е. на Западе) и в полудемократиях, как в Грузии. В первом случае муниципальные выборы часто становятся отдушиной для недовольных граждан: многие приходят, чтобы просто выразить протест. Поэтому их часто выигрывает оппозиция, но считается, что этому не следует придавать большого значения: к «настоящим» выборам избиратели отнесутся более ответственно. (В последнее время на волне популизма ситуация усложняется, но не будем менять тему.)

В Грузии все наоборот. Выборы, как правило, выигрывает тот, кто лучше мобилизует «своих» избирателей. А когда к выборам интерес относительно низкий, лучше мобилизует избирателей тот, у кого больше ресурсов. В этом у партии власти всегда преимущество: у них и родной «административный ресурс», и бизнес дарит им деньги с гораздо бóльшим удовольствием.

Неважные выборы
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:06 0:00
Скачать

Поэтому, как и ожидалось, «Мечта» спокойно выиграла во всех муниципалитетах. Даже второй тур стал редкостью. Не будет его и в выборах мэра Тбилиси, в отличие от аналогичной гонки три года назад. Впрочем, в последнем случае разница в паре процентов, так что на самом деле изменилось мало. Подтвердилось общее правило: для партии власти местные выборы – просто прогулка. Так было при «Национальном движении», так и сейчас.

Я помню лишь один случай в нашей истории, когда партия власти с треском проиграла местные выборы: это случилось с «Союзом граждан» в 2002 году. Мы все помним, что произошло через год. Но сейчас не тот случай.

Важно и то, что «Мечте» удалось выиграть без вопиющих нарушений. Физически бить оппозицию почти перестали. Кое-где деньги избирателям раздавали прямо при участках, но формально зафиксирована лишь пара случаев. Кто-то снял кандидатуру перед выборами, очевидно, под давлением, но, в отличие от выборов трехлетней давности, это не имело массового характера. Наиболее широко обсуждаемое нарушение – координаторы от «Мечты» слишком откровенно проверяли, кто пришел на выборы, а кто – нет, предположительно, для того, чтобы давить на непришедших сторонников. Если это и нарушение, оно скорее техническое, сама по себе мобилизация «своих» вполне законна. Общая расстановка сил явно недемократична, но конкретно придраться к чему-либо труднее.

Показали ли эти выборы что-либо, кроме того, что Грузия – страна доминантных партий и что на данном этапе такая партия называется «Грузинской мечтой»? Такие тренировочные выборы всегда являются и смотром оппозиционных сил. В данном случае до настоящих, парламентских, выборов еще три года, что для Грузии много, поэтому делать далеко идущие выводы нельзя, но что-то сказать можно.

На второе место в выборах мэра Тбилиси прошел независимый кандидат Алеко Элисашвили, что, без сомнения, его личный успех. Теперь его сторонники активно обсуждают, возможно ли – и захочет ли он – транслировать этот успех в создание собственной партии. Вопрос резонный, только следует заметить, что такое развитие событий вступит в явный диссонанс с предвыборной риторикой самого Элисашвили и его команды: они гордились именно своей внепартийностью и клеймили партии как гнездо коррупции. Получится ли переплавить подобный материал в нормальную партию? Вполне возможно, но гарантий нет.

А пока в масштабе страны «Национальное движение» остается основной оппозиционной партией. Но выборы показали, что она сильно пострадала от январского распада: «националы» сохранили примерно две трети сторонников, а треть перешла к новообразованной «Европейской Грузии». Что главное: пока «националы» полностью ориентированы на персональный авторитет застрявшего в украинской политике Михаила Саакашвили, особых перспектив для роста у них не видно. «Европейцы», выйдя на третье место, показали свою дееспособность, но им еще далеко до того, чтобы стать реальной альтернативой «Мечты».

С точки зрения будущего оппозиции остается много места для новых лидеров и партий.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG