Accessibility links

Новый курс селекции национальной элиты


Эксперты считают, что создание кадрового резерва не должно превратиться в некую программу по селекции кадров
Эксперты считают, что создание кадрового резерва не должно превратиться в некую программу по селекции кадров

Как я понял из всего, что было сказано и написано по поводу кадрового резерва, – это попытка решения дефицита квалифицированных кадров за счет свежей крови – относительно молодых людей, от 35 до 50, быть может, даже с хорошим базовым образованием, которых еще не поздно подучить в российских центрах переподготовки или повышения квалификации, отправить на стажировку и т.п.

Россия в лице заместителя начальника управления администрации президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия Дениса Травина в этом деле обещала помочь.

Госсоветник югоосетинского президента Сослан Кокоев пообещал, что конкурс будет честным и курируемый им проект станет для соискателей настоящим социальным лифтом. Одной из главных целей разработчиков программы Сослан Кокоев назвал борьбу с клановостью и кумовством.

Новый курс селекции национальной элиты
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:18 0:00
Скачать

По мнению профессора кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук департамента социологии НИУ ВШЭ Елены Рождественской, в создании подобных проектов нет ничего удивительного – любая власть заинтересована в лояльных управленческих кадрах второго, третьего эшелонов и, соответственно, замещении предыдущей управленческой элиты новыми кадрами, которые не связаны с предшественниками.

В этом смысле набор и подготовка новых людей, с одной стороны, лояльных к политическому руководству, а с другой стороны – компетентных специалистов, безусловно, имеет смысл. Говорит Елена Рождественская:

«Дело в том, что элита должна быть сменяемой. Но вот этим вполне естественным с точки зрения теории процесса вещам сопротивляется семейственность, клановость и так далее. Поэтому правильно, что готовят, правильно, что замещают, но хорошо бы еще, наряду с этим процессом, принимать соответствующие документы регуляторного характера. Чтобы это было безличное правило, а не сегодняшняя политика, которая рассчитана на три-четыре года».

То есть для того, чтобы этот проект стал реформаторским (а не одномоментной заменой чужих чиновников на своих), нужны прописанные на законодательном уровне правила, обеспечивающие сменяемость во власти. Что касается самой переподготовки и подготовки кадров, то это, в принципе, уже давно не проблема:

«Не секрет, что наша чиновничья элита, которая получала очень разное образование, периодически повышала уровень квалификации от своих профильных министерств, проходила обучение за рубежом. Поэтому я не вижу ничего страшного в таком сложном образовательном пути –от базового образования, зачастую непрофильного, с последующим наслоением полученных компетенций».

Бывший заместитель министра образования России, заведующий кафедрой психологии личности факультета МГУ Александр Асмолов считает, что создание кадрового резерва не должно превратиться в некую программу по селекции кадров.

«Сама конструкция, где появляется термин «селекция», с самого начала вызывает много вопросов и приводит к очень многим рискам. Дело, должно быть, не в селекции, а дело, должно быть, в создании мотивирующих людей сред, которые побуждали бы людей вести образ жизни, в котором они могли бы состояться. Исходя из этого сегодня вопрос о кадровом резерве – это вопрос о мотивации людей находить себя в вопросах, в проблемах государственного строительства. Поэтому должна идти речь не о селекции, а о диагностике человека, его мотивациях, его оценки себя для тех или иных ситуаций госслужбы. Вот о чем должна идти речь».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG