Accessibility links

Затраты впечатляют, но результатов не видно


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Думать полезно. Если бы наши чиновники использовали эту способность и шевелили мозгами, то все бы выглядело не столь безнадежно, как это выглядит сегодня.

Ограниченность бюджета – повод придумать, как тратить деньги иначе или зарабатывать больше. Без решения этих задач исчезает сам смысл содержания чиновника. Тратить-то все умеют, а вот зарабатывать не только для себя, но и для страны, у наших, постсоветских, получается плохо. Хотя нельзя многим из них отказать в этом таланте, когда речь идет не о зарабатывании для страны, а о пополнении своего собственного кармана. Тут уж они быстро смекают, где надо сэкономить, чтобы потратить на что-то более важное, где найти дырку в законе или как ее самим создать. О чем это я? Да о несоизмеримых с одежкой тратах бюджетных и внебюджетных средств.

Вот яркий пример. В селе Тхина строят новую школу для 70 учащихся. Как говорит премьер, строительство имеет большое значение для развития села и станет стимулом для того, чтобы в селе оставалась молодежь. Как вы думаете, сколько может стоить строительство одноэтажной сельской школы? Вот и я не знаю. Потому что не строитель и слабо себе представляю все, что связано с качеством бетона и стоимостью строительных материалов, и я понятия не имею, сколько тех самых строительных материалов надо потратить на строительство. Но кое-какие мысли мне в связи с этой стройкой в голову приходят.

Затраты впечатляют, но результатов не видно
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:12 0:00
Скачать

Двухэтажный дом в столице Абхазии, в самом что ни есть центре, стоит от 5 до 10 миллионов рублей. В эту цену, я так полагаю, входит не только стоимость сооружения, но и цена земли, на которой он стоит. Есть у меня и более живой пример строительства одноэтажного дома, который вместе с внутренней отделкой обошелся моей подруге в полтора миллиона. Если бы она добавила еще полтора миллиона, то у нее как раз бы получилось 10 классных комнат, две столовые, две ванные и два туалета. Понятно, что подруга не заморачивалась с проектно-сметными делами, не нанимала строительную кампанию и т.д.

Но оставим личный опыт и посмотрим на соседей. В дагестанском селе строительство двухэтажной школы обошлось в 50 миллионов рублей, в грузинском городе Поти строительство детского сада на 60 ребятишек обошлось в шесть миллионов рублей... А вот у нас в Очамчира на строительство детского сада для 120 детишек предусмотрено 120 миллионов. А на строительство одноэтажной школы в селе Тхина из инвестиционного плана будет выделено 84 миллиона.

Неужели столько должно стоить возведение одноэтажного здания в сельской местности?! Может, потому, что на этот необоснованно дорогостоящий объект потратят не наши заработанные, а российские деньги, которые предназначены на восстановление социальных объектов. И, конечно, если бы на сайте правительства была вывешена проектно-сметная документация, возможно, у нас бы не возникло вопросов – а вдруг в школе будет антикварная мебель и в каждом классе санузел. Может, классы будут напичканы всевозможной техникой или строители запланировали построить для сельских ребятишек бассейн, фонтан, футбольную площадку и теннисные корты, чтобы молодежь не уезжала из села? Но мне в это слабо верится. Поэтому после того, как школу построят, я обязательно поеду посмотреть на это архитектурное чудо в Тхине, как и на детский сад в Очамчира.

К сожалению, в Абхазии уже давно сложилась практика дорогостоящих проектов за счет инвестиционного плана. Школы, садики, система водоснабжения – затраты впечатляют, но результатов не видно. Столбы падают, крыши улетают, трубы как-то быстро гниют, облицовка на домах сыпется. Лет шесть-семь назад в одном из сел республики строители поставили общественный туалет. Из комплексного плана развития на это общественное заведение было потрачено больше миллиона рублей. Полагаю, что над этим архитектурным строением трудился какой-то именитый зодчий, иначе мне никак не объяснить его цену.

Так что проблема не в клозетах, а в головах. Если бы наши чиновники думали не только о собственном кармане, то 84 миллиона могли бы стать для села не только школой, но и детским садом, и медпунктом, и проселочной дорогой, ведущей в школу, детский сад и медпункт.

Думать полезно. Именно благодаря этой способности человечество утратило свою мохнатость и превратилось в «сапиенсов». И пока процесс не пошел обратно, надо заставить наших чиновников задуматься, используя всю мощь общественной любознательности. Тогда все будет не столь безнадежно.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG