Accessibility links

"Я его каждый день жду"


По данным Международного Комитета Красного Креста, в Грузии в результате вооруженных конфликтов без вести пропавшими числятся около 1800 человек. После августа 2008-го их число увеличилось до 2000.
По данным Международного Комитета Красного Креста, в Грузии в результате вооруженных конфликтов без вести пропавшими числятся около 1800 человек. После августа 2008-го их число увеличилось до 2000.
ТБИЛИСИ---Сегодня во всем мире отмечают Международный день пропавших без вести. В специальном заявлении Международного Комитета Красного Креста говорится: родственники без вести пропавших людей испытывают неизмеримую боль, пытаясь узнать что-нибудь о пропавших близких, но этим семьям государство не уделяет необходимого внимания. Проблема пропавших без вести людей не чужда и Грузии.

Назо Гогохия вот уже 20 лет ждет вестей о своем сыне. В последний раз его видели на подступах к Сухуми.

«Когда 25 лет растишь сына, а потом он пропадет без вести, это очень горько для матери», - говорит Назо. С тех пор как пропал сын, в ее глазах стоят слезы. Но Назо верит, что ее сын жив.

Еще одна беженка из Абхазии - Марина Каличава - в последний раз видела своего мужа 28 ноября 1992. В этот день абхазские силы вошли в село Кочара Очамчирского района. Марина вместе с четырехмесячным ребенком и матерью покинула село, а муж ее остался защищать свой дом.

«После этого он пропал, говорят, что абхазы его поместили в КПЗ. Один заключенный потом рассказал, что моего мужа кто-то вывел из камеры. А больше его не видели: кто его забрал и куда, никто не знает. Везде мы его искали, и абхазы искали его там, но даже следа не нашли. Несмотря на это, я его каждый день жду».

Слушать
"Я его каждый день жду"
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:24 0:00
Скачать


По данным Международного Комитета Красного Креста, в Грузии в результате вооруженных конфликтов без вести пропавшими числятся около 1800 человек. После августа 2008-го их число увеличилось до 2000.

Уже два года как в Зугдиди с помощью Комитета Красного Креста Ассоциация молодых психологов и врачей «Ксенон» оказывает психологическую помощь семьям без вести пропавших. Большинство из них верят, что их исчезнувшие родственники все еще живы. Директор организации Нана Джанашия говорит о том, что чувствуют эти люди:

«В первую очередь они испытывают дефицит общения, человеческого тепла, у них есть ощущение, что они никому не нужны, они переживают, что власти не обращают на них внимания».

С 2010 года МККК осуществляет две гуманитарные программы: посредничество между конфликтующими сторонами в переговорах по установлению местонахождения или захоронения без вести пропавших и техническая поддержка медицинской экспертизы в целях установления личности, эксгумации и транспортировки тела.

Глава делегации МККК в Грузии Ариан Томбе называет большим успехом первые результаты работы. В апреле в Цхинвали был эксгумирован труп и установлена личность без вести пропавшей грузинки во время августовской войны. Похороны состоялись в одной из деревень, неподалеку от поселения беженцев. Несмотря на то что работа в этом направлении, в отличие от прежних лет, усилилась, у главы международной организации есть рекомендации к властям Грузии.

«Это обязанность государства: определить местонахождение пропавших без вести и знать о нуждах их семей. Красный Крест находится в регионе для поддержки переговоров между сторонами, но в конечном итоге именно власти должны решать эту проблему. Это одна из главных наших рекомендаций властям», - говорит Ариан Томбе.

К более активным действиям в своем прошлогоднем докладе по поиску пропавших без вести призвал все стороны Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. С цхинвальской стороны без вести пропавшими числятся семь человек. Грузинская сторона говорит о тридцати семи пропавших, восемь из которых - грузинские военные. Проблему с тремя исчезнувшими летом 2009 осетинами - Хачировым, Хугаевым и Плиевым - власти де-факто республики Южная Осетия неоднократно использовали как повод для отказа от участия во встречах на административной границе в рамках Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них.

Результатов встречи в Эргнети, а теперь в Двани, каждый раз ожидают и родители без вести пропавших грузинских солдат. После августовской войны родственники тщетно ищут Отара Сухиташвили, Гию Ромелашвили и Зазу Биртвелашвили. Согласно Женевской конвенции по защите прав жертв международных вооруженных конфликтов, семьи имеют право на получение информации о судьбе пропавших без вести родственников.
XS
SM
MD
LG