Accessibility links

Дело «7 ноября»: десять лет в стране невыученных уроков


По словам Гии Хухашвили, события десятилетней давности – поучительный урок, в том числе, и для нынешней власти на тему авторитарных наклонностей в Грузии
По словам Гии Хухашвили, события десятилетней давности – поучительный урок, в том числе, и для нынешней власти на тему авторитарных наклонностей в Грузии

В Грузии вспоминают события 10-летней давности. 7 ноября 2007 года был разогнан митинг оппозиции. Так начинались противостояние на выборах 2008 года и мотивы нынешнего судебного преследования экс-президента Михаила Саакашвили.

Разгон митинга оппозиции, погром в телекомпании «Имеди», последующее «завладение преступным путем имущества Аркадия (Бадри) Патаркацишвили» – в результате всего этого с 27 июля 2014 г. бывший президент Михаил Саакашвили является обвиняемым по статье 333 УК Грузии – «превышение должностных полномочий». Вместе с ним по делу «7 ноября» проходят бывшие министры: МВД – Вано Мерабишвили, юстиции – Зураб Адеишвили, обороны – Давид Кезерашвили, а также бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава. В случае признания судом их вины им грозит лишение свободы сроком от 5 до 8 лет. В случае Саакашвили, Адеишвили и Кезерашвили судебный процесс идет заочно. Попытки грузинской власти добиться экстрадиции из Украины Саакашвили и Адеишвили, а из Франции – Кезерашвили, пока не увенчались успехом.

Дело «7 ноября»: десять лет в стране невыученных уроков
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:50 0:00
Скачать

Их соратники убеждены, что уголовное преследования носит политический характер. Отар Кахидзе – бывший заместитель Адеишвили, а теперь депутат от «Европейской Грузии» – отмечает, что в деле «7 ноября» – лишь политические фигуры:

«Со стороны полицейских часто имели место случаи непропорционального использования силы, но полицейские не были наказаны. Потому что целью власти всегда был политический оппонент, а не тот, кто совершил правонарушение».

С этими аргументами не согласны в «Грузинской мечте», обещавшей справедливость пострадавшим в годы правления Саакашвили. Один из лидеров парламентского большинства Эка Беселия назвала 7 ноября «днем самой жесткой расправы, когда насилие власти над своими гражданами проявилось в самой тяжелой форме».

Этот день не был бы таким тяжелым, убежден главный лейборист Грузии Шалва Нателашвили, если бы союзником «Нацдвижения» не был основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили:

«Организатором тех преступлений вместе с тогдашними руководителями был и спонсор того «режима», сегодняшний диктатор. Я готов дать показания прокуратуре о ведущей, решающей и трагической роли Бидзины Иванишвили», – заявил сегодня Шалва Нателашвили.

Один из активных участников ноябрьских событий, «республиканец» Давид Зурабишвили считает, что события десятилетней давности ничему не научили ни представителей тогдашней власти, ни тех оппозиционеров, которые сейчас у власти:

«Нынешняя власть, может быть, не так давит на нас, но она продолжает политику игнорирования оппозиционного мнения, отличного от ее собственного. Она старается объявить несогласных с нею врагами. Если раньше ты был рабом олигарха Бадри (Патаркацишвили), теперь тебя обвиняют в сговоре с «Нацдвижением» и спрашивают, где ты был те девять лет (правления «Нацдвижения») и до 2012 года – в этом смысле ничего не изменилось».

Впрочем, один урок все-таки усвоен, считает Давид Зурабишвили: у этой власти хватит ума не врываться с оружием в телекомпанию.

Но это не значит, что власть не старается установить контроль над СМИ, продолжает эту мысль политолог Торнике Шарашенидзе.

Для полной оценки произошедшего, как он считает, понадобится еще десять лет. Тем не менее, по мнению политолога, уже видно, что те события стали переломными для партии Михаила Саакашвили «Нацдвижение», и не только для него:

«Произошла серьезная дискредитация власти Саакашвили, за этим, я помню, последовала очень строгая реакция Запада. Поэтому Саакашвили был вынужден подать в отставку и назначить внеочередные выборы. Потом умер Бадри Патаркацишвили, и исчез очень сильный игрок в грузинской политике. Остались только два полюса в лице Саакашвили с его «Нацдвижением» и Бидзины Иванишвили. Естественно, это стало началом тупика «Нацдвижения». И августовская война 2008 года в какой-то степени стала продолжением этого кризиса партии власти, ее внешняя политика также вошла в тупик, а в результате мы получили российскую агрессию».

«7 ноября произошло полное саморазоблачение режима», – соглашается политолог Гия Хухашвили:

«За ним последовали уже незамаскированные действия власти, и стало видно, что король голый. Что логически завершилось в 2012 году народным вердиктом на выборах».

По словам Гии Хухашвили, события десятилетней давности – поучительный урок, в том числе, и для нынешней власти на тему авторитарных наклонностей в Грузии.

XS
SM
MD
LG