Accessibility links

Коте Чокорая: «Для молодежи, которая выросла в независимой Грузии, понятно, что такое Россия…»


Коте Чокорая
Коте Чокорая

Конституционалист, ассоциированный профессор университета Ильи Коте Чокорая считает, что «Грузинская мечта» не справилась с задачей, которую сама же себе поставила во время повторного инициирования закона об иноагентах, – исправить прошлогодние проблемы в коммуникации с населением, особенно с молодежью. И доказать, что закон об иноагентах якобы по сути европейский.

– Инициируя повторно закон об иноагентах, лидер фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе пообещал, что власть исправит прошлогоднюю ошибку – «проблемы в коммуникации», особенно с молодежью. Вы преподаете конституционное право, по вашим наблюдениям, насколько «Грузинская мечта» смогла убедить молодежь в необходимости этого закона?

Наши друзья говорят, что этот закон, который принимается, в таком контексте принимала Россия 15 лет тому назад, имеет одно назначение – контролировать все

– Я думаю что «Грузинская мечта» ни убедила никого, кроме правительства России. Потому что мы видим: поддержка «Грузинской мечты» идет только от правительства Российской Федерации, их представителей, Пескова, Медведева, ну еще Дугина. Не думаю, что они убедили молодежь в Грузии, потому что для всех все понятно, наши друзья, все наши партнеры, все лидеры европейских стран, из США говорят, что не надо принимать этот закон, который реально идет против европейской интеграции Грузии. Такие решения принимают авторитарные режимы и принимают для того, чтобы контролировать медиа, контролировать неправительственные организации. И в этой ситуации, конечно, для молодежи, которая выросла в независимой Грузии, понятно, кем является Россия, страна, которая реально наш враг. И они видят, какая разница между Россией и Европой, США. И в этой ситуации их убедить очень трудно. Потому что молодежь, население Грузии очень хорошо видит, в чем разница между российским и европейским, американским законами. И не нужно погружаться в какие-то детали, юридические нюансы. Потому что наши партнеры, к которым мы официально стремимся, наша Конституция говорят, что мы должны идти в направлении Европы, НАТО, наши партнеры, лидеры европейских стран, Шольц [канцлер Германии] говорит, посол Евросоюза в Грузии [Павел Герчинский], другие наши друзья, все говорят, что этот закон, который принимается, в таком контексте принимала Россия 15 лет тому назад, имеет одно назначение – контролировать все. И когда все наши партнеры так говорят, очень трудно им [властям] убедить [население], что закон – не русский. Я думаю, что население и молодежь хорошо видит, что закон реально русский закон.

– Тем не менее, в первом чтении уже принят этот закон, и власти не собираются отступать, по крайней мере, так видится сегодня, они продолжают утверждать, что их проект – европейский. Каким может быть исход в такой ситуации?

Уже видно, что поддержки у правительства в этом направлении нет

– Конечно, очень трудно сейчас прогнозировать, но если мы вспомним прошлый год, когда официальное правительство Грузии решило отказаться от закона, я думаю, что это будет самое правильное решение, потому что у них еще есть возможность принять такое решение.

Посмотрим, сколько людей выйдет на акции, потому что уже в Фейсбуке видно, что население Грузии против этого закона. Сегодня было видно, когда спортсмены, грузинские популярные авторитетные спортсмены открыто поддержали участников акции протеста. Уже видно, что поддержки у правительства в этом направлении нет. И остается сейчас надеяться, что очень много людей выйдут на акции и демонстрации, и они покажут, как много людей не поддерживают этот закон.

– Вы думаете, что вчерашний разгон, в ходе которого, как заявляют правозащитные НПО, сила была применена непропорционально представителями силовых структур, не сможет напугать людей?

Если они применят силу, еще больше людей выйдут

– Я думаю, что нет. Потому что здесь молодежь стоит, здесь люди без политических лидеров выступают. Если мы вспомним прошлый год, когда государство применяло силу против людей, которые выступали против закона об иноагентах, то после силового разгона еще больше людей выходили [на акции протеста]. Потому я думаю, что если они [власти] применят силу, еще больше людей выйдут.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG