Accessibility links

Эхо революций 1989 года


Демонстрация против коммунистического режима в Лейпциге, Германия. Ноябрь 1989 года
Демонстрация против коммунистического режима в Лейпциге, Германия. Ноябрь 1989 года
ПРАГА -- Опросы в 9 постсоциалистических странах, проведенные американским исследовательским центром неожиданно показали, что далеко не во всех этих государствах люди довольны произошедшими переменами. Самое большое разочарование в капитализме испытывают венгры, за ними идут россияне, украинцы и болгары. Довольны своим положением чехи, поляки, словаки и бывшие жители восточной Германии, то есть страны, где реформы носили более глубокий и серьезный характер.

Вождь бархатной революции, диссидент Вацлав Гавел на встрече с журналистами, вспоминал события 20-летней давности:

-Было понятно, что так долго продолжаться не может. Примерно перед 28 октября меня задержали - нас обычно всегда держали под стражей в праздники, чтобы мы чего-то не натворили – помню, сидел я в машине с двумя офицерами секретной службы и один из них меня спросил – ну что, господин Гавел – когда это все прорвется? (смех в зале)… Это говорит об атмосфере, которая царила в те дни. Меня восхищала солидарность наших граждан, которые собирались перед посольством Германии. Тогда уже было ясно, что стена рушится – буквально сама стена в Берлине и в общем смысле слова – стена как железный занавес.
Процесс идет медленно, но мы не отказались от демократических ценностей.
В.Гавел


В Чехии в эти дни перед празднованием 20-летия бархатной революции звучит немало критики. Не реформ, а нынешнего состояния дел и результата, к которому эта революция привела.

Гавел признал, что, наверное, были ошибки. Но гораздо большего количества ошибок удалось избежать:

-Мы и сейчас придерживаемся того основного направления. Мы хотели, чтобы наше общество развивалось в демократическом государстве, где правит закон, где соблюдаются права человека и существует рыночная экономика. Процесс идет медленно, на пути встречаются трудности и неожиданные ситуации. Но я бы не сказал, что мы отказались от этих ценностей.

Гавел считает, что процесс восстановления общества после урона, нанесенного коммунистическим режимом сильно затянулся.

Польский диссидент Адам Михник
Польский историк и диссидент Адам Михник:

-Откуда это разочарование? Я бы сказал так, что был такой комплекс, что мы очень хорошая нация, очень хорошие люди, но только мы живем под режимом большевистским, советским. Если нам снять этот режим, мы будем жить богаче, как в Соединенных Штатах зарабатывать, как в Штатах и иметь такую социальную поддержку как в Скандинавии, а работать как в Польше при старом режиме. Это очень сложная задача. В этом смысле нам не повезло. Надо работать по-другому. Разочарование еще из-за того, что была такая мечта, что все пройдет так, как надо, будет фантастика. Фантастика существует в романах Жюль Верна, а в жизни ее нет. Но в конце концов, я думаю, что баланс этих 25 лет после перестройки абсолютно позитивный, несмотря на то, что в наших странах есть разные вещи, и скандалы, и коррупция, и преступность, и авторитарные замашки. В сравнении с годами застоя Брежнева - это просто другой мир.

В результате выборов 4 июня 1989 года Польша стала первым государством социалистического лагеря, в котором представители гражданского общества и, прежде всего, профсоюза «Солидарность», получили возможность реально влиять на управление страной.

«45 лет – и хватит»

Песня «45 лет – и хватит» родилась в Болгарии летом 1989 года и стала гимном новой эры. Именно 45 лет в стране был коммунистический режим. Недовольство населения режимом диктатора Тодора Живкова росло, протесты в социалистическом блоке – Польше, Чехословакии и Восточной Германии подогревали повстанческие настроения.

Уже в июне следующего года в Болгарии состоялись первые свободные выборы, затем была принята новая конституция, объявившая Болгарию демократической парламентской республикой. В 2007 году страна стала членом НАТО и Евросоюза.

20 лет спустя свидетели тех исторических событий задают себе вопрос – оправдались ли надежды, возложенные на новую эру и новых руководителей?

Журналистка Экатерина Бончева
Страна погрязла в глубоком экономическом кризисе и коррупционных скандалах. Дети бывших коммунистических лидеров остаются у власти. Бывший премьер-министр Сергей Станишев и генеральный прокурор Борис Вельчев – оба из семей бывших членов Политбюро. Новый директор ЮНЕСКО – дочь знаменитого болгарского функционера, главного редактора центрального органа печати Коммунистической партии.

Журналистка Экатерина Бончева объясняет затянувшиеся процессы в Болгарии тем, что страна всегда была ближайшим «спутником» Советского Союза:

-В течении этих 20 лет я убедилась в том, что Болгария все 45 лет коммунистического режима была ближайшей к бывшему Советскому Союзу страной. Тот факт, что в обществе все еще продолжается переходный период является доказательством, что зависимость от бывшего Советского Союза была слишком велика. Мы до сих пор не можем ее с себя сбросить.

Экатерина Бончева считает, что болгарское общество отстает в развитии от чехов, поляков и словаков. Иногда, говорит журналистка, бывает такое ощущение, что болгары не знают что делать с этой свободой.
XS
SM
MD
LG