Accessibility links

Беслан Бутба: "Мы можем развиваться экономически"


ПРАГА---С сегодняшнего дня кандидаты, участвующие в предвыборной президентской кампании в самопровозглашенной республике Абхазия, начинают представлять свои политические программы в средствах массовой информации. Первым на Общественном канале с часовой речью выступает Заур Ардзинба. А мы продолжаем знакомить вас с кандидатами в президенты. На прошлой неделе в нашей программе звучал Рауль Хаджимба. Сегодня слово лидеру Партии экономического развития Беслану Бутбе.

Демис Поландов: Беслан Тикович, вы являетесь лидером Партии экономического развития Абхазии. Какова идеология вашей партии? Судя по названию, можно предположить, что вы придерживаетесь либерально-демократических взглядов.

Беслан Бутба: Мы считаем, что наша страна должна развиваться экономически. Вся история человечества – это экономическая история в первую очередь. Мы очень отстаем в экономическом плане, и мы считаем, что должны – и можем – развиваться другими темпами. Мы говорили об этом на всех наших съездах, и на своем последнем съезде тоже.

Демис Поландов: Но вы являетесь сторонником открытой или закрытой экономики?

Беслан Бутба: Я вообще являюсь сторонником экономики, чего у нас пока нет. Экономика создается, когда есть доверие и есть потребитель. Ни того, ни другого у нас нет. Нет доверия к нашей стране и нет потребителя в нашей стране. Мы занимаемся натуральным хозяйством. 60% нашего населения занимаются натуральным хозяйством. Они не покупатели и не потребители. Где нет потребителей, там не может быть экономики. Мы хотим, чтобы наши люди занимались товарным производством. Чтобы у них были деньги, чтобы они стали потребителями, и тогда мы можем войти в экономическую среду всего мира. Без этого мы, наверно, не представляем никакого интереса для остального мира. Мы хотим создать сначала экономику. Экономики в нашей стране нет.

Демис Поландов: Как вы считаете, насколько это вообще возможно – интегрироваться в мировую экономику, учитывая то, что статус Абхазии с точки зрения мирового законодательства это не очень позволяет? Например, я знаю, что банковская система Абхазии не интегрирована в мировую экономику, в мировую банковскую систему.

Беслан Бутба: Все, что мы делаем и будем делать, мы будем делать с Россией и через Россию. Нам всего этого пока достаточно. Признания России нам достаточно. Мы можем расти, мы можем развиваться экономически, ничего нам не мешает. Это наши внутренние проблемы, почему мы не растем экономически, почему мы не умеем созидать. Здесь никакого прессинга нет, у нас нет никакой блокады. Мы можем развиваться, и мы будем развиваться. Признают нас великие страны, не признают, это дело будущего. Когда мы станем на ноги, нас обязательно признают. Или, во всяком случае, это будет идти параллельно.

Демис Поландов: Беслан Тикович, скажите, пожалуйста, Россия – очень крупный партнер, а как вы относитесь к свободной продаже земли, недвижимости иностранцам, в частности россиянам?

Беслан Бутба: Пока плохо отношусь. С настороженностью отношусь, потому что Абхазию можно скупить за пять минут. Мы воевали, мы были в экономической блокаде, мы сегодня неконкурентноспособны. У нас цены копеечные. Если мы сейчас откроемся всем покупателям, и скажем, мол, покупайте все, что хотите, нас купят за пять минут. Мы должны как-то это суметь сохранить: свои земли, свои богатства. Пока сделать это, на мой взгляд, невозможно.

Демис Поландов: Если о вашей экономической программе говорится очень много, то о ваших политических взглядах известно не очень много. Можно блок вопросов по международной тематике? Отношения с Грузией... Вы вообще видите в долгосрочной перспективе какой-либо вариант окончательного урегулирования этого конфликта?

Беслан Бутба: Ну конечно, обязательно будет урегулирование. Грузия признает нашу страну, мы будем общаться. Но это будет не в скором будущем, наверно. Этого не увидит наше поколение. Обязательно, я думаю, что пройдет время, для этого люди должны простить Грузию. У многих погибли братья, сестры, родители. Сейчас простить абхазцы грузинам этого не смогут. Конечно, потом со временем все нормализуется. Но сначала грузины должны изменить к нам отношение. И тогда, я думаю, все будет в порядке.

Демис Поландов: Беслан Тикович, вопрос по жителям Гальского района. Как вы считаете, нужна ли паспортизация грузинского населения этого района? И вообще, есть ли такая задача у Абхазии – интегрировать грузин в абхазское общество? Ту часть грузин, которые вернулись в Абхазию...

Беслан Бутба: Обязательно. Это первостепенная задача руководства страны – интегрировать жителей Гальского района в абхазскую политическую жизнь и в абхазскую экономику. Обязательно. Дать им паспорта. Но то, что говорили наши руководители в начале лета, против чего оппозиционные силы выступали – просто неправильно все это было сделано, организовано накануне выборов. Когда нужны были голоса, когда легко было уговорить этих людей. А так, разумеется, они признают наши законы, они живут в Абхазии, им нужно дать паспорта, интегрировать в абхазскую жизнь, в абхазскую экономику.

Демис Поландов: Вы рассчитываете на второй тур выборов? Может ли произойти какое-то объединение вас с другим кандидатом, который, может быть, выйдет во второй тур выборов?

Беслан Бутба: Вы знаете, мы такой документ уже подписали. Три кандидата в президенты: Ардзинба, Хаджинба и Будба подписали такой документ, что после первого тура они будут, несмотря ни на что, поддерживать друг друга и объединяться. Уже такой документ существует. Я думаю, что мы должны выиграть в первом туре, а не во втором.
XS
SM
MD
LG