Accessibility links

В Цхинвали вышла первая книга о войне


Тамерлан Тадтаев
Тамерлан Тадтаев
ПРАГА -- В Цхинвали прошла презентация книги молодого осетинского писателя Тамерлана Тадтаева «Отступник». Книга Тадтаева-о грузино-осетинском конфликте 90-х годов, который осетины, по словам редактора книги Андрея Кочиева, не имеют права забыть.

В книге нет военачальников и военной стратегии. Главные герои – это цхинвальские дворовые мальчишки.

На презентации книги, которая недавно прошла в Цхинвали, критики оценили умение писателя передать то, что война это плохо, грязно, жестоко.

Данный сборник является фактически первым, рассказывающим о событиях конца прошлого века.

Сам будучи участником грузино-осетинского конфликта, Тамерлан Тадтаев описывал события тех дней как непосредственный очевидец.

Рассказы Тадтаева публикуются уже во многих российских изданиях; в 2008 году он был объявлен лауреатом премии журнала «Нева» за лучшую публикацию. А начинал он с журнала «Дарьял» в Цхинвали. Вот как об этом вспоминает главный редактор издания Руслан Тотров:

«Его рассказы были интересны тем, что это было первое, что мы публиковали об этой войне. Я не думаю, что кто-то сделает лучше в скором будущем. У Тадтаева есть очень хорошие данные, чтобы стать писателем. Он пишет просто, а это очень трудно.”

На презентации сборника рассказов писатель Сулейман Мусаев выразил сожаление, что политики не читают такие книги, а если и читают, то игнорируют.

Отрывок из рассказа «Сын» Тамерлана Тадтаева.

Олег на себе дотащил меня до больницы. Он как будто обезумел. Бил врачей и медсестер, когда те пытались ему что-то объяснить. Он поминутно подбегал к операционному столу, куда меня положили, и говорил, чтоб я ни о чем не беспокоился, потому что скоро придет самый лучший хирург, и тогда все будет в порядке. «Самый лучший» явился, и, косясь на Олега, который наставил на него ствол, дрожащими руками вспорол мне брюхо. Доктор недолго возился в моих кишках. Как только Олег по нужде вышел из операционной, хирург сбежал, оставив меня с распоротым животом. Через некоторое время меня привезли домой. Мать встретила меня причитаниями: – Я знала, что ты кончишь так, сынок. Люди, смотрите, что с ним сделали! Ты всегда был непокорный и делал все, чтоб разбить мне сердце. Каждый раз, когда ты убегал из этого дома со своим пулеметом туда, где стреляли, я мысленно прощалась с тобой, а когда ты возвращался, радовалась и гордилась, что у меня такой сын.

У меня даже слез не осталось, чтоб оплакать тебя, мое дитя. Хоть бы ты женился, сынок, я тебе и девушку тогда подыскала, помнишь? Но она тебе почему-то не понравилась. А та, которую ты любил, уехала отсюда. Но ты все же хотел покорить ее своими подвигами. Ты и был героем, но родители ее ненавидели тебя. Они бы все равно не отдали за тебя свою дочь. Ведь они богатые люди, а ты кто такой? Сын бедняка. Что только не говорили о тебе, дитя мое! Тебя называли убийцей и наркоманом, потому что ты глотал таблетки, и твоя храбрость казалась многим не совсем обычной. Никому бы и в голову не пришло, что у тебя больное сердце. Эти таблетки ты всегда носил в кармане на случай приступа. Можно я покажу их? Видите?..

На следующий день мать сказала, что от меня ужасно воняет и будет лучше, если гроб, в который меня положили, заколотят сверху крышкой. Олег вначале даже слышать об этом не хотел, но, просидев с ребятами ночь в комнате со мной, пришел к такому же выводу.

Схоронили меня во дворе пятой школы. Уставшие ребята, лениво подняв свои автоматы, разрядили в небо по магазину.

XS
SM
MD
LG