Accessibility links

Кто будет новым спецпредставителем ООН по Грузии?


Бельгийский дипломат Йохан Вербеке работал по вопросам грузино-абхазского конфликта почти полтора года
Бельгийский дипломат Йохан Вербеке работал по вопросам грузино-абхазского конфликта почти полтора года
ТБИЛИСИ---В среду начинается очередной раунд Женевских переговоров. На них уже не будет присутствовать Йохан Вербеке, который до конца прошлого года был специальным представителем ООН на этих переговорах.

Новый спецпредставитель Генсека ООН по Грузии пока не выбран. На этот пост обсуждаются несколько кандидатур, в том числе и бывшего главы миссии наблюдателей ООН в Абхазии Хайди Тальявини и посла Финляндии в ОБСЕ Антти Турунена.

Завтра на переговорах в Женеве будет присутствовать временный представитель ООН из штаб-квартиры в Нью-Йорке.

Спецпредставитель ООН – один из трех постоянных председателей на проходящих в Женеве переговорах. В его полномочия входит и посредничество на встречах в Гали в рамках механизма по предотвращению конфликтов и их урегулированию.

Бельгийский дипломат Йохан Вербеке работал по вопросам грузино-абхазского конфликта почти полтора года. Его отправили в Тбилиси в первые дни августовской войны 2008 года.

Первоначально Вербеке назначили на пост главы миссии наблюдаталей ООН в Абхазии, пока эту миссию не закрыли по решению Совета Безопасности ООН летом прошлого года.

В начале января Вербеке стал послом Бельгии в Великобритании, а на его место уже ищут новых кандидатов.

“Характерное достоинство ООН продолжает основываться на том факте, что эта организация пользуется доверием обеих сторон. Как
ООН будет оставаться одной из немногих международных структур, которая будет в состоянии продолжать выполнять важную роль посредника в Грузии в будущем
только ты теряешь доверие одной из сторон, ты становишься непригодным в дипломатии. Это и есть рецепт успеха на будущее. По-моему, за счет этого ООН будет оставаться одной из немногих международных структур, которая будет в состоянии продолжать выполнять важную роль посредника в Грузии в будущем. И исходя из этого Генеральный секретарь ООН в данный момент занят поиском человека, который будет собой олицетворять такие качества,” Вербеке сказал «Эху Кавказа» о той роли, которую предстоит выполнять следующему специальному представителю ООН.

Представители ООН отказываются обсуждать с журналистами вопрос о том, кто займет место Вербеке. Но вокруг этого вопроса уже больше месяца идут дискуссии на международном уровне.

Два высокопоставленных чиновника грузинского правительства подтвердили «Эху Кавказа», что на пост представителя ООН на данный момент есть две кандидатуры.

Первоначально была предложена кандидатура Хайди Тальявини. Ее имя хорошо известно в этом регионе. В течение нескольких лет она занимала пост главы миссии наблюдателей ООН в Абхазии, а так же возглавляла комиссию по расследованию причин и итогов августовской войны 2008 года.

По информации грузинских чиновников, на сегодняшний день более вероятной кандидатурой на пост представителя ООН считается посол Финляндии в ОБСЕ Антти Турунен.

Турунен в начале 1990х годов работал в посольстве Финляндии в Москве. Последние несколько лет в финском МИДе он возглавлял департамент по отношениям с Восточной Европой и Средней Азией. Послом в ОБСЕ Турунен стал в 2007 году.

Во время августовской войны Финляндия была председательствующей страной в ОБСЕ, и с Туруненом часто приходилось общаться грузинскому послу в этой организации Виктору Долидзе.

“Вы знаете, что в Финляндии очень хорошо знают конфликт с Россией. Так что я никак не могу сказать, что они были пророссийскими,
Посколько ООН имеет сейчас очень лимитированное отношение к абхазскому вопросу, то я думаю, что назначение того человека будет формальностью
проамериканскими или прогрузинскими. Во всяком случае, во время председательствования все решали на высоком, квалифицированном и, плюс к этому, объективном уровне,” говорит Долидзе.

Грузинский конфликтолог Паата Закареишвили считает, что на пост представителя ООН вряд ли сейчас может согласиться «большой дипломат», как например Тальявини.

Конфликтолог объясняет это тем, что сейчас функции представителя ООН ограничены только переговорами в Женеве, на которых за последние полтора года не удалось достичь никаких основательных соглашений.

Закареишвили говорит, что в данный момент дискуссии вокруг кандидатур на пост следующего представителя ООН – лишь часть дипломатической игры.

“Грузию, видимо, больше устраивает независимый и серьезный политик с Запада, который меньше всего зависит или от влияния России, или от мнения, что надо считаться с мнением России. Вот как раз проблема в этом -- тот кто будет представлять ООН, он будет больше учитывать мнение Запада, или российское мнение. Здесь водораздел явно чувствуется,” говорит Паата Закареишвили.

Глава грузинского представительства Международной Кризисной Группы Лоуренс Шитс говорит, что после закрытия миссии наблюдателей в Абхазии, у ООН осталось мало реальных рычагов повлиять на ситуацию с урегулированием этого конфликта.

Шитс считает, что по этой причине, кого назначат на пост нового представителя ООН не будет иметь значения.

“Посколько ООН имеет сейчас очень лимитированное отношение к абхазскому вопросу, то я думаю, что назначение того человека будет формальностью. Будет назначен человек, который будет этим заниматься. Но он не играет никаких ключевых ролей, допустим, сейчас в решении этого конфликта,” сказал Шитс.
XS
SM
MD
LG