Accessibility links

В Грузии утверждена стратегия по “оккупированным территориям”


Госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили
Госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили
ТБИЛИСИ -- В среду кабинет министров Грузии утвердил стратегию по “оккупированным территориям”. Над этим документом с октября прошлого года работал аппарат госминистра по реинтеграции. Все это время проходили консультации - с экспертами, политическими партиями, международными организациями, послами дружественных стран. Теперь аппарат госминистра начинает разработку конкретного плана действий в рамках стратегии, который будет готов уже в июне этого года.

Это первый документ, отражающий стратегию официального Тбилиси по конфликтным регионам. Согласно этому документу, урегулировать территориальные проблемы грузинская сторона намерена лишь мирным путем.

В интервью «Эху Кавказа» госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что стратегия больше ориентирована на простых людей, чем на политиков и на политику.

«Мы не отказываемся от своих территорий и населения, проживающего на этих территориях. Это первый документ, в котором грузинское правительство говорит о мухаджирах, говорит об абхазском населении как об автохтонном, говорит о важности развития абхазской культуры, этноса и языка», отмечает Якобашвили.

Стратегия затрагивает практически все сферы, кроме безопасности и статуса “оккупированных” регионов. Что касается де-факто властей самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия, то в стратегии они упоминаются как «контролирующие власти».

После того как кабинет министров утвердил стратегию, аппарат Якобашвили начинает работать над планом действий, который будет готов к июню. Приоритетом является гуманитарная сфера.

“У плана действий две стороны. Одна сторона - это то, что мы должны сделать без участия тех людей, которые живут на оккупированных территориях. То есть, существуют какие-то юридические моменты, решение которых мы должны найти сами. Например, что делать с документами, которые выдают на оккупированных территориях? Второй момент - это уже конкретные двусторонние проекты, которые будут вместе осуществлять люди, живущие на оккупированных территориях и люди, живущие в остальной Грузии,” говорит Якобашвили.

Процесс общения с населением будет осуществляться при помощи специальных механизмов с нейтральным статусом. Они обеспечат
Реальность такова: есть люди, у которых есть нужды - им нужно здравоохранение, образование, они хотят путешествовать, хотят заниматься бизнесом
процесс ведения переговоров. А на вопрос, с кем именно и о чем намерено договариваться правительство Грузии, Якобашвили ответил:

- С теми людьми, которые там проживают, и с теми людьми, которые осуществляют там реальную власть, которых мы называем контролирующие власти. Реальность такова: есть люди, у которых есть нужды - им нужно здравоохранение, образование, они хотят путешествовать, хотят заниматься бизнесом. Мы хотим посредством этой стратегии создавать механизмы, посредством которых те люди реально смогут делать это.

Руководитель Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили отмечает, что в утвержденной стратегии впервые дается легитимация процессу гражданской дипломатии. То есть, если раньше в правительстве говорили: сперва деоккупация, а затем диалог, то теперь наоборот. Эксперт также перечисляет, что необходимо учесть при осуществлении плана действий.

“Сначала установление коммуникационных каналов, по которым можно обсуждать вопросы. Чтобы когда в Цхинвали арестовывают подростков, не приходилось решать этот вопрос через верховного комиссара Совета Европы. Затем, в результате действий коммуникационных каналов, построение первых факторов доверия. Это само собой получится, если нормально работать и только после этого переходить к каким-то серьезным политическим проблемам,” говорит Хуцишвили.

А конфликтолог Паата Закареишвили считает, что в стратегии есть много нюансов, из-за которых существует опасность того, что
Нужно признать ошибки, признать, что август был большой ошибкой грузинского правительства, что они были вовлечены в провокацию России
документ не будет работать. Среди них и само название стратегии, поскольку ни абхазы, ни осетины не считают себя оккупированными, - говорит Закареишвили. Кроме того, в документе не определена сторона конфликта - кроме России. По словам Закареишвили, из стратегии не следует, что существует конфликт. Конфликтолог советует правительству Грузии пересмотреть политику по отношению к Гальскому и Ахалгорскому районам, чтобы люди не были объектами манипуляции как с грузинской, так и с абхазской или осетинской стороны.

“Признать грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликт, начать поиск путей реализации этих конфликтов. Увы, тут еще наслоен грузино-российский конфликт, который мешает всему. Но надо через все это пройти и выйти на Сухуми и Цхинвали. И, главное, нужно признать ошибки, признать, что август был большой ошибкой грузинского правительства, что они были вовлечены в провокацию России. Думаю, что если сегодня что-то признают, то через 4-5 лет наши коллеги в Абхазии и Южной Осетии начнут поворачиваться в нашу сторону,” говорит Закареишвили.

На женевских переговорах государственная стратегия Грузии по “оккупированным территориям” будет представлена российской стороне. А 3 февраля Темур Якобашвили намерен представить документ Совету Европы. Позже с грузинским видением стратегии будут ознакомлены ОБСЕ, ООН, НАТО и Евросоюз. Также будет возможность представить стратегию в Соединенных Штатах, Франции, Великобритании и Германии. Со стороны международного сообщества госминистр ожидает не только словесной, но и активной действенной поддержки – не только по осуществлению стратегии, но и при подготовке плана действий.
XS
SM
MD
LG