Accessibility links

В Грузии продолжают работу над проектом новой конституции


Конституция Грузии не раз становилась объектом критики не только внутри страны, но и за ее пределами
Конституция Грузии не раз становилась объектом критики не только внутри страны, но и за ее пределами
ТБИЛИСИ---Конституция Грузии не раз становилась объектом критики не только внутри страны, но и за ее пределами. Секретарь венецианской комиссии Джанни Букикио считает, что «пересмотр нынешней конституции необходим для новой сбалансированной конституции, которая будет учитывать распределение власти между тремя ветвями. Права президента должны быть ограничены, за счет чего увеличатся полномочия парламента». В Венецианской комиссии также выступают за большую автономию местного самоуправлениям. Созданием проекта нового основного закона в Грузии уже 9 месяцев занимается государственная конституционная комиссия. Параллельно работает и общественная комиссия.

Государственная конституционная комиссия Грузии уже разработала несколько вариантов новой Конституции, радикально отличающихся друг от друга. Секретарь комиссии Тенгиз Шарманашвили говорит, что сейчас идет обработка материла и его подготовка к представлению на голосование в рамках комиссии. Шарманашвили является соавтором одного из проектов и надеется, что именно этот вариант будет одобрен двумя третями членов комиссии как основной. По его мнению, главный недостаток сложившейся архитектуры власти, которая отражена в нынешней Конституции, - это перекос в сторону сверхсильной президентской власти.

“Сегодня в нашей Конституции не написано, что президент имеет какое-то отношение к исполнительной власти. Но если вы пройдетесь по тексту конституции, то сразу заметите очень много моментов, присущих исполнительной власти, которые взяты на себя президентом. Например, у него особые права на трех министров: это министр обороны, министр внутренних дел, министр юстиции. Он может снять их с работы и не спрашивать мнения премьер-министра. У него особое отношение к проекту бюджета: правительство не имеет права внести проект бюджета в парламент, если с ним не согласится президент. Мы считаем, что президент должен максимально дистанцироваться от исполнительной власти. У него должна быть функция арбитража. Он должен остаться главой государства и главнокомандующим военными силами Грузии, но в остальном отношении он должен максимально дистанцироваться,” говорит Шарманашвили.

Согласно проекту Шарманашвили, президент должен быть беспартийным. Кроме того, в случае утверждения проекта Конституции,
Мы считаем, что президент должен максимально дистанцироваться от исполнительной власти
соавтором которого она является, двойное гражданство станет недопустимым для чиновников. По словам конституционалиста, главная задача - создать сбалансированную систему власти. И все же, какая модель правления будет избрана в конечном счете станет известно после подведения итогов голосования членов комиссии. Тенгиз Шарманашвили ожидает, что само голосование состоится примерно в середине апреля .

Леван Рамишвили, руководитель неправительственной организации «Институт Свободы», также является членом государственной конституционной комиссии. У него - собственный проект основного закона.

“Мой проект подразумевает проведение радикальной конституционной реформы на основе разделения властей и взаимоконтроля между ними. Это, с одной стороны, федеративное устройство страны и, с другой стороны, классическая президентская республика американского типа,” сказал Рамишвили.

На данном этапе согласованы лишь две главы проекта новой Конституции, которые уже отправлены в Венецианскую комиссию. Одна из них - глава о местном самоуправлении, которой в нынешней конституции не существует. Вторая глава касается пожизненного назначения судей.

Кроме государственной, в Грузии существует и общественная конституционная комиссия, основанная неправительственными организациями еще до формирования государственной комиссии. Политический эксперт и член этой общественной комиссии Вахтанг
Мы считаем, и это в основе нашего проекта конституции, что президентское правление вообще должно быть отменено. Страна должна перейти на парламентскую модель управления
Дзабирадзе отмечает, что сейчас в Грузии действует супер-президентская модель правления, которая зависит от желаний и настроений одного человека.

“Мы считаем невообразимым говорить о том, что мелкие изменения облагородят эту Конституцию. Мы считаем, и это в основе нашего проекта конституции, что президентское правление вообще должно быть отменено. Страна должна перейти на парламентскую модель управления. Поэтому разговор идет не об изменениях в какой-либо части Конституции, а о том, чтобы вообще изменить конституционную модель,” сказал Дзабирадзе.

На данном этапе представители неправительственных организаций работают над адаптированным вариантом проекта Конституции. Он будет представлен общественности в марте в виде общей концепции без детализации. Новый основной закон может быть принят в Грузии не только через парламент, но и посредством референдума.
XS
SM
MD
LG