Accessibility links

Есть ли двоеженство в Абхазии?


Многие люди, не раз бывавшие в Абхазии и, казалось бы, неплохо ее знающие, даже не подозревают, что среди абхазов встречается двоеженство
Многие люди, не раз бывавшие в Абхазии и, казалось бы, неплохо ее знающие, даже не подозревают, что среди абхазов встречается двоеженство
СУХУМИ---Не так давно в селе Отхара Гудаутского района проводили в последний путь одного из местных крестьян. Все было как обычно бывает в таких случаях, за исключением следующей детали: среди женщин в черном, причитавших за гробом, была не одна, а две вдовы покойного. Они и сейчас продолжают жить вместе, в том же доме.

Многие люди, не раз бывавшие в Абхазии и, казалось бы, неплохо ее знающие, даже не подозревают, что среди абхазов встречается двоеженство. Наверное, потому, что эти случаи крайне редки. И даже не все местные жители осведомлены, что такое у нас бытует.
Связано это явление не с религиозными верованиями. Как известно, многоженство узаконено в ряде стран, где исповедуют ислам. Принято оно, если не ошибаюсь, и в христианской секте мормонов. Да, в Абхазии есть ряд сел, в основном, в Гудаутском районе, где жители считают себя мусульманами. Но, как правило, все их отличия от соседей-христиан сводятся лишь к тому, что они отмечают не 40, а 52 дня после смерти покойного (именно так, кстати, намечено в семье похороненного вчера первого президента Абхазии Владислава Ардзинба), да еще к некоторым мелким обрядовым деталям.

Не связано это и с потерями, как можно было бы предположить, мужского населения во время недавней грузино-абхазской войны. На самом деле тогда погибло около 5 процентов абхазов-мужчин, что намного меньше потерь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Нет, традиция двоеженства уходит в глубокое прошлое. Абхазу позволялось привести в дом вторую жену, если первая не могла родить ему детей и не возражала против прихода второй. Или, например, как в случае в семье жителя села Дурипш Сергея Ласария. Я давно знаю эту семью, в последний раз навещал ее два года назад.

Сергей Ласария женился когда ему было 24, а его избраннице Нонне Хагуш – 25. Она родила ему девочку, но роды протекали тяжело, и пришлось прибегнуть к операции, после которой женщина уже не могла иметь детей. А мать Сергея настаивала, что у него должен быть сын – наследник, продолжатель рода.

В какой-то момент Нонна узнала, что Сергей хочет взять в жены еще одну – совсем молоденькую, 16-летнюю, Люду Цвейба. У той было нелегкое детство – отец недавно умер, в семье осталось семеро сестер.

Братья Нонны, услышав о намерениях Сергея, зароптали и забрали ее с дочкой в свое село. Однако мать Сергея пригрозила самоубийством, если они не вернутся. Видно, женщина была с характером… Словом, привели новую невестку, и та в течение пяти лет родила Сергею четверых детей, в том числе троих сыновей. Все дети и Нонну, и Люду зовут мамами. Кстати, все члены этой семьи – православные.

В конце грузино-абхазской войны, когда демографическая ситуация особенно обострилась, в газете «Республика Абхазия» была опубликована статья преподавателя Абхазского госуниверситета Риммы Шамба «Проблемы народонаселения: нужны нетрадиционные подходы». В статье предлагалось узаконить в Абхазии многоженство, как это сделано, например, в Алжире, Заире, Того… Многих тогда волновал вопрос, как восстанавливать демографические утраты, нанесенные войной, и вообще добиться прироста народонаселения. Но статья вызвала неоднозначную реакцию в обществе, что нашло отражение в помещенной затем в газете подборке читательских откликов. Кто-то поддержал идею, ставя в пример чеченцев, кто-то возражал.

Любопытное совпадение - вскоре тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев издал Указ о разрешении многоженства в этой северокавказской республике. Полушутливо высказался по телевидению в поддержку этого «начинания» после войны и Владислав Ардзинба. Хотя в Абхазии никаких решений на этот счет не принималось. Да они, собственно, и не нужны, так как официальных регистраций браков в описанных мной случаях не было. Как и преследования со стороны правоохранительных органов.

За прошедшие годы не произошло никаких изменений в плане увеличения случаев двоеженства. Видно, это все же не в традициях абхазов, их культуры. О демографических проблемах в последние годы говорят много, но про клич, брошенный когда-то преподавательницей АГУ, не вспоминают.

По горькой иронии судьбы сама она умерла в довольно молодом возрасте, когда ей было немногим за 40 лет, незамужней и бездетной.
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG