Accessibility links

Как адекватно ответить на вызов террора?


Террористические атаки в Москве и в Кизляре в последние дни марта нынешнего года, снова актуализировали дискуссию об угрозах российской безопасности и ее изъянах
Террористические атаки в Москве и в Кизляре в последние дни марта нынешнего года, снова актуализировали дискуссию об угрозах российской безопасности и ее изъянах
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ -- Террористические атаки в Москве и в Кизляре в последние дни марта нынешнего года, снова актуализировали дискуссию об угрозах российской безопасности и ее изъянах. На эту тему споры ведутся уже не первый год. Акты терроризма сопровождают постсоветскую Россию уже почти два десятилетия, однако до сих пор власти и общество не нашли адекватного ответа на этот страшный вызов.

Практически сразу же после взрывов в московской подземке секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью известному изданию «Коммерсант» назвал «грузинский след», как одну из наиболее вероятных версий трагического инцидента. Такая версия озвучивается российскими высокопоставленными чиновниками не в первый раз. 13 октября 2009 года на заседании Национального антитеррористического комитета эта идея уже была введена в оборот директором российского ФСБ Александром Бортниковым. Тогда грузинские спецслужбы были обвинены в кооперации с «Аль-Каидой» и в совместных перебросках боевиков на Северный Кавказ.

Так и хочется в этой связи перейти на язык советской пропагандистской машины и использовать такие словосочетания, как «комбинированный поход Антанты» или «империалистического окружения». Однако заявление о совместных усилиях грузинских спецслужб и глобальных террористов не повод для упражнений в изящной словесности. Оно требует более серьезного внимания в силу нескольких причин.

Как бы мы ни относились к грузинской внешней политике, тезис о связи официального Тбилиси с международной террористической сетью кажется слишком уж большой натяжкой. Спору нет, в Тбилиси хотели бы и ослабления России, и утраты ее контроля над Абхазией и Южной Осетией, и восстановления территориальной целостности Грузинского государства (желательно, конечно же, с грузинским населением на спорных землях), и вступления в НАТО, и углубления кооперации с США. Грузинские власти активно ищут «ахиллесовы пяты» России на Северном Кавказе и готовы кооперировать с этнонационалистическими движениями там. Но с каких пор это стало тождественным союзу (как минимум партнерству) с радикальными исламистами? Разве НАТО и США уже стали союзниками защитников «чистого ислама», идеологии, имеющей четкую направленность и вполне определенные взгляды, среди которых последовательный антивестернизм. Между тем, Доку Умаров, взявший на себя ответственность за взрывы в Москве подчеркнуто позиционирует себя, не только, как враг России, но и как враг Западного мира. Схожие позиции озвучивали и другие кавказские исламисты, тот же Анзор Астемиров, призывавший к борьбе с «мировым сатанизмом».

Конечно же, многие могут вспомнить о «медовом месяце» Штатов с исламистами в период афганской войны. Но этот период давно уже пройден, а после взрывов американских посольств в Кении и в Танзании в 1998 году и 9/11 исламисты и вовсе стали главными врагами для Вашингтона. Трудно себе представить ту высокую степень самостоятельности Грузии, которая позволила бы этой стране вести «свою игру» против США. Таким образом, тезис о «грузинском следе» требует, как минимум, серьезных фактических подтверждений. Есть доказательства причастности Тбилиси к терактам в Москве? Проведите пресс-конференцию, пригласите ведущие мировые информационные агентства и телеканалы, продемонстрируйте видеозаписи или аудиоматериалы. Если же вместо всего этого высказываются догадки и подозрения, то население вместо понимания начинает еще сильнее запутываться. Следовательно, страх перед террористами не снижается, а наоборот, растет. А ведь это и есть цель организаторов «великих потрясений»! Таким образом, перед властью встает задача перестать ставить перед страной и обществом сомнительные цели, а вместо этого научиться понимать то политическое - идеологическое явление, с которым тебе предстоит бороться.
XS
SM
MD
LG