Accessibility links

Армения - Турция: реально ли сближение?


Вашингтонское рукопожатие Сержа Саргсяна и Реджепа Эрдогана
Вашингтонское рукопожатие Сержа Саргсяна и Реджепа Эрдогана
ЕРЕВАН---В рамках саммита по вопросам глобальной ядерной безопасности в Вашингтоне президент Армении Серж Саргсян встретился с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом. Состоялась также его встреча с президентом США Бараком Обамой и госсекретарем США Хиллари Клинтон. Как могут эти встречи повлиять на армяно-турецкие отношения, урегулирование карабахского конфликта и дальнейшее развитие в регионе? Этот вопрос в Армении обсуждается уже несколько дней и остается в центре внимания политических сил и политологов.

Обобщая результаты вашингтонских встреч президента Армении, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что турецкая сторона пыталась повернуть переговоры к теме Карабаха, но ответом армянской стороны стало то, что урегулирование армяно-турецких отношений нельзя связывать с урегулированием карабахской проблемы.

«Наша позиция была и остается очень четкой: Турция не может говорить с Арменией на языке предусловий. Мы этого не позволим», заявил в понедельник после встречи с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом президент Армении Серж Саргсян.

«Мы не намерены в каком-либо формате превращать в предмет обсуждения факт геноцида или же делать вид, будто верим в то, что Турция может сыграть положительную роль в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта», добавил Саргсян.

Армения граничит с Турцией на западе. Но между государствами нет дипломатических отношений: граница закрыта с 1993 года по инициативе Анкары в знак солидарности с Азербайджаном в вопросе карабахского конфликта.

В прошлом году начался процесс, направленный на нормализацию отношений между Арменией и Турцией.

Министры иностранных дел Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмет Давутоглу 10 октября прошлого года в Цюрихе подписали
два исторических протокола, направленных на нормализацию двусторонних отношений, которые должны быть ратифицированы парламентами стран. Но на сегодняшний день процесс затягивается турецкой стороной.

Проблема Карабаха и признание геноцида армян в Османской империи в начале прошлого века остаются основными вопросами, мешающими установлению официальных дипломатических отношений и открытию границы.

Секретарь фракции “Наследие” национального собрания Армении Лариса Алавердян считает, что заявления президента Армении могут иметь и положительное и отрицательное воздействие на решение Карабахского конфликта.

“Я считаю, что позитивный момент есть. А именно то, что еще раз было озвучено, что без воли карабахского народа эта проблема не может быть решена. Статус Нагорного Карабаха не может быть поставлен под сомнение,” говорит Алавердян.

В то же время, по мнению Алавердян, это заявление может вызвать милитаристические настроения в Азербайджане.

“Это может спровоцировать часть азербайджанского общества на возобновление каких-то действий. Хотя, я думаю, что мудрые советники из Турции смогут дать советы Азербайджану не ввязываться в абсолютно безуспешную военную авантюру,” говорит Алавердян.

Что же касается армяно-турецких отношений, то Лариса Алавердян считает, что встречи никаким образом не повлияли на продвижение ратификации протоколов.

“Атмосфера не смягчилась, напротив: в политическом поле нашего региона появился резкоконтинентальный климат,” говорит Алавердян.

Секретарь правящей “Республиканской” партии Эдуард Шармазанов воздержался от комментариев по поводу продвижений в армяно-турецких отношениях и карабахском конфликте, но отметил, что встреча была позитивной в плане улучшения армяно-американских отношений; также, надо сказать, что президент Обама высоко оценил смелые шаги президента Саргсяна, направленные на урегулирование армяно-турецких отношений.

“Пока переговоры продолжаются возможны позитивные сдвиги. Мы за нормализацию отношений с соседней Турцией без всяких предисловий. Однако, Эрдоган не проявил конструктивности. В частности, турецкие СМИ заявляют, что сам Эрдоган сказал, что турецкая сторона сейчас не может ратифицировать протоколы. США должны повлиять на турецкую сторону, чтобы они ратифицировали эти протоколы,” говорит Шармазанов.

По мнению же директора армянского филиала “Института стран СНГ” политолога Александра Макарова, в ходе последних встреч не произошло ни существенного прорыва, ни окончательного разрыва переговорного процесса между Арменией и Турцией.

“Окончательного ухудшения пока не произошло, но, с другой стороны, непонятно, как в дальнейшем будут развиваться армяно-турецкие отношения вплоть до сроков ратификации протоколов. И будут ли они ратифицированы вообще в ближайшее время. И встает вопрос о том, не является ли сам процесс имитацией со стороны Турции, о чем неоднократно говорилось,” заявил Макаров.
XS
SM
MD
LG