Accessibility links

Меморандум по Ингури ГЭС все еще не вступил в силу


Ингури ГЭС
Ингури ГЭС
ТБИЛИСИ---Уже почти полтора года продолжаются судебные тяжбы между грузинским министерством энергетики, местным НПО и газетой. Все это время министерство отказывается предоставлять информацию о меморандуме, которое оно заключило с российской компанией Интер РАО ЕЭС в декабре 2008 года.

По этому меморандуму российская компания получает право управлять самой крупной гидроэлектростанцией на Кавказе, находящейся на грузино-абхазской административной границе - Ингури ГЭС.

В среду грузинский суд в очередной раз оправдал решение министерства не предоставлять общественности информацию по меморандуму.

Сама плотина Ингури ГЭС находится на территории, подконтрольной грузинским властям. Пульт управления же в руках Сухуми.

После войны в начале 90-х годов этот объект продолжает оставаться единственным, где грузины и абхазы работают вместе. В этом есть заинтересованность обеих сторон – без электричества с Ингури ГЭС свет не горел бы примерно в 40 процентах домов Грузии и его совсем бы не было у людей, проживающих в Абхазии.

В декабре 2008 года, за день до новогодних праздников, на сайте российской государственной компании Интер РАО ЕЭС появилось короткое сообщение, что они оформили с грузинским министерством энергетики специальное соглашение под названием -- «Меморандум о взаимопонимании по вопросам эффективной эксплуатации Ингури ГЭС».

Там также сообщалось, что после того, как стороны разработают конкретную программу оперирования Ингури ГЭС, она будет передана в полное управление российской компании на срок не менее 10 лет.

Такая новость вызвала бурную реакцию как в самом грузинском правительстве, так и в оппозиционных кругах. Министр энергетики Грузии Александр Хетагури был вынужден отчитываться сначала перед парламентариями, а позже и перед остальной общественностью из-за того, что оформление меморандума прошло на подозрение тихо, без всякой официальной информации со стороны Тбилиси.

Некоторые оппозиционеры упрекали Хетагури в том, что если бы российская компания не опубликовала эту новость у себя на сайте, грузинская общественность вообще бы об этом не узнала, и Ингури ГЭС тихо передали бы в руки России, с которой Грузия воевала всего за три месяца до подписания меморандума.

В то время грузинское НПО “Ассоциация молодых юристов” совместно с газетой “Резонанси” запросили копию этого меморандума у министерства, в чем им было отказано со ссылкой на коммерческую тайну. Но на этом НПО и журналисты газеты не остановились и решили опротестовать это решение через суд. В среду суд уже второй инстанции отклонил их иск.

“Нас интересует именно то, как они обеспечивают общественные интересы, что мы можем сделать, если они не будут исполнять свои
Полтора года назад министр Хетагури рассказал журналистам, что за управление Ингури ГЭС российская компания будет ежегодно выплачивать в грузинский бюджет девять миллионов долларов
обязательства, кто будет ответственен за этот вопрос, и так далее,” рассказывает адвокат истцов Тамуна Кордзая.

Из этого меморандума известны только некоторые детали. Полтора года назад министр Хетагури рассказал журналистам, что за управление Ингури ГЭС российская компания будет ежегодно выплачивать в грузинский бюджет девять миллионов долларов, и что они собираются договориться о совместном экспорте электроэнергии в Турцию.

При этом Хетагури не уставал повторять, что Ингури ГЭС остается во владении Грузии, и что российская компания не сможет даже уволить оттуда хотя бы одного человека без согласия Тбилиси.

Подписание меморандума пришлось не по нраву и Сухуми. Де-факто президент Сергей Багапш, в течение пяти лет возглавлявший абхазскую энергетическую компанию, сказал, что подобные соглашения должны в первую очередь оформляться с сухумскими властями, так как ГЭС находится и на их территории.

Это замечание отнесли в первую очередь на счет Интер РАО ЕЭС, являющейся государственной компанией России, признавшей независимость Абхазии.

На фоне таких протестов в Тбилиси и Сухуми началась работа над официальным контрактом, после оформления которого русские смогли бы перейти к непосредственному управлению Ингури ГЭС. Но спустя почти полтора года этот контракт все еще остается недоработанным, говорит замминистра энергетики Грузии Мариам Валишвили.

“Те принципы, которые были включены в меморандум, остаются [основными] принципами. То есть как их заложить в контракт – сейчас на этом мы ставим вопрос. Но ни с нашей, ни с российской стороны нет никаких инициатив, чтобы заключить контракт. Пока что мы только рассматриваем опции, принципы которых были заложены в меморандум,” говорит Валишвили.

По ее словам, в будущем все еще остается вероятность оформления контракта с российской компанией, но, как она сказала, на данный момент эта возможность только «теоретическая».
XS
SM
MD
LG