Accessibility links

Упразднят ли должность спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе?


Последние четыре года пост спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе занимает шведский дипломат Питер Семнеби
Последние четыре года пост спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе занимает шведский дипломат Питер Семнеби
ТБИЛИСИ -- В августе этого года заканчивается очередной срок полномочий специального представителя Европейского Союза на Южном Кавказе. Но в отличие от предыдущих лет, в этом году продление мандата вряд ли будет только автоматическим решением. Как стало известно на этой неделе, внешнеполитическое ведомство Евросоюза предложило упразднить эту должность специального представителя на Южном Кавказе.

В конце прошлой недели на встрече послов стран Европейского Союза было представлено предложение упразднить должность специального представителя в нескольких регионах – на Южном Кавказе, в Молдове и на Ближнем Востоке.

Официально это предложение скорее всего будет рассмотрено через две недели на саммите представителей внешнеполитических ведомств стран-членов Евросоюза.

Окончательное решение должно быть принято до августа этого года, так как именно тогда заканичивается срок мандадата всех специальных представителей Евросоюза.

Но уже сейчас такое предложение вызвало волнения как внутри самого Евросоюза, так и в тех регионах, где работают специальные представители.

Один из членов Европарламента, представитель Румынии, Траян Унгуреану, сказал, что о возможном упразднении поста специальных представителей в Молдове и на Южном Кавказе он узнал только два дня назад. Он назвал это предложение «большой стратегической ошибкой», которая является «отличной новостью для России».

“Оба региона напрямую связаны с интересами России и российской внешней политикой. Оба региона страдают, так сказать, «русской
Оба региона напрямую связаны с интересами России и российской внешней политикой. Оба региона страдают, так сказать, «русской болезнью». В такой ситуации почему упраздняют именно эти два поста?
болезнью». В такой ситуации почему упраздняют именно эти два поста? Это очень волнующий вопрос. Должность специального представителя, как правило, вообще не отменяют. И почему то сейчас эта должность упраздняется именно в этих двух случаях, и эти два случая – Молдова и Южный Кавказ,” сказал Унгуреану.

Всего у Евросоюза сейчас 11 специальных представителей в разных частях мира. На Южном Кавказе человек с этой должностью появился в 2003 году. Последние четыре года этот пост занимает шведский дипломат Питер Семнеби.

В его непосредственные обязанности входит координация политики Евросоюза в странах Южного Кавказа, а также работа по разрешению конфликтов.

В этом направлении в Грузии Семнеби работает по большей части по Абхазии. Там у него есть свой представитель, который регулярно ездит в Сухуми примерно на неделю каждый месяц.

В середине марта в Абхазии с визитом побывал и сам Семнеби. Он отвез туда проект документа по будущему сотрудничеству Евросоюза с сухумскими властями. Де-факто премьер-министр Абхазии Сергей Шамба тогда сказал, что они готовы рассматривать эти предложения и работать над их развитием.

Если должность специального представителя будет упразднена, его функции, в том числе и по Абхазии, будут переданы Делегации Европейского Союза в Грузии, предполагает европейский программный директор исследовательского центра «Международная Кризисная Группа» Сабин Фрейзер.

“Это решение не принимается только по Южному Кавказу и Молдове. В приципе, это происходит повсюду. Европейский Союз старается произвести слияние института специальных представителей с делегациями [Европейского Союза] в каждой отдельной стране. Делегация на месте сможет работать по конфликтам, и это может получиться, если не в случае с Нагорным Карабахом, то хотя бы по грузинским регионам,” сказала Фрейзер.

Грузинский министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили предлагает не торопиться с выводами по поводу причин возможного упразднения поста специального представителя. Он считает, что сейчас важно разобраться какую альтернативу предлагает Европейский Союз.

“Я думаю, что к России это не имеет отношения вообще. Я думаю, что целесообразно оставлять такие должности, потому что они придают региональный контекст. И поэтому в этом плане надо посмотреть в каком русле это все будет развиваться. Может не будет спецпредставителя, а будет что-то другое, посмотрим,” сказал Якобашвили.
XS
SM
MD
LG