Accessibility links

Жизнь на два дома


Многие из обитателей поселения в Церовани на выходные наведываются в свои дома в Ленингори. Власти Южной Осетии говорят, что жизнь на два дома не может быть вечной
Многие из обитателей поселения в Церовани на выходные наведываются в свои дома в Ленингори. Власти Южной Осетии говорят, что жизнь на два дома не может быть вечной
ЦХИНВАЛИ -- Большинство жителей Ленингорского района Южной Осетии по-прежнему проживают с грузинскими паспортами.

Какую сторону принять? Именно так в интерпретации жителей Ленингорского района Южной Осетии формулируется диллема: какое гражданство выбрать, грузинское или югоосетинское? С одной стороны, власти Южной Осетии демонстрируют лояльность к местному, в основном, грузинскому по национальности населению. Местные жители, почти все граждане Грузии, свободно могут пересекать границу в обе стороны. В том числе и те, кто не принял новую власть, ушли в Грузию и сейчас проживают в поселке беженцев в Церовани. Многие из них наведываются в свои дома на выходные. Некоторые работают в Ленингори и, помимо пособия для беженцев в Грузии, получают зарплату в Южной Осетии.

Власти Южной Осетии говорят, что эта жизнь на два дома не может быть вечной, приходит время выбирать, где твой дом, гражданином какого государства ты являешься. В качестве выхода из положения некоторые жители района предлагают выдать им югоосетинские паспорта, оставив при этом грузинские, чтобы и в доме можно было жить и к родственникам в Грузию наведываться.

Глава Ленингорского района Алан Джуссоев говорит о том, что это невозможно из-за того, что у России и Грузии нет договоренностей ни о двойном гражданстве, ни о безвизовом пересечении границы.

«На сегодняшний день югоосетинский паспорт дает возможность выезжать на территорию Российской Федерации, заниматься бизнесом в РФ и находиться там порядка девяноста дней без регистрации. Так как нас российская сторона признала, открыла для наших граждан въезд по югоосетинским паспортам – мы несем некую ответственность перед стороной-партнером. И мы не можем давать сегодня гражданам Грузии еще и югоосетинское гражданство без их официального отказа от грузинского,» говорит глава Ленингорского района Алан Джуссоев.

Пока никто никого не торопит. Процесс паспортизации Южной Осетии планируется вести параллельно с развитием инфраструктуры района, чтобы было из чего выбирать. Но и жители, и власти Ленингорского района признают, что этот выбор трудно назвать свободным. Люди оказались в эпицентре идеологической войны между Южной Осетией и Грузией. Те, кто остались жить и работать в Ленингори, становятся объектом давления со стороны прежней администрации – утверждает директор Ленингорского центра детского творчества Тамара Меаракишвили.

«В декабре 2008 года в городе Мцхета мне встретился председатель нашего Сакребуло (поселкового совета). И он мне тогда прямо сказал: «мы не хотим, чтобы ты и все, кто там (в Ленингори) остались и работаете, оставались бы там в будущем. Потому что мы хотим, чтобы вы оттуда все уехали. Мы хотим показать иностранцам, что люди оттуда бегут.» Они хотят, чтобы я играла в какую-то игру,» говорит Тамара Меаракишвили.

По мнению Тамары между теми, кто остался, и между теми, кто ушел, растет стена непонимания.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG