Accessibility links

Гостиница "Колхети" - территория смиренного отчаяния


Незавидна доля беженцев в Грузии...
Незавидна доля беженцев в Грузии...
ТБИЛИСИ---Начиная с девяностых годов в Грузии в ежедневном обиходе появилось до этого редкоупотребляемое слово - беженец. Большая часть беженцев была расселена в административных и муниципальных зданиях. Считавшееся в начале временным, с годами это жилье стало для них постоянным. Но, спустя двадцать лет, о беженцах, а точнее о местах где они расселены вспомнило государство. В конце июля, в начале августа в Тбилиси прошли силовые акции по выселению вынужденно перемещенных лиц. Общее число выселенных составило порядка 700 семей. Беженцы все еще остаются в здании бывшей гостиницы "Колхети".

Шагая по скрипучему коридору гостиницы "Колхети", то и дело проваливаясь в пустые полости паркета, я пытаюсь найти собеседника, с которым смог бы поговорить о быте беженцев первой волны, оставивших свои дома в далеких девяностых годах. К удивлению, желающих поделиться наболевшим немного. Вспоминать прошедшие годы не хочет никто. На простой вопрос: как вам живется? получаем контрвопрос: а вы сами не видите?

"В первую очередь нас беспокоит безработица. Из-за того, что не работаем, находимся в очень тяжелом финансовом положении. Никогда не была богатой и не нужно мне богатства. Но то, в каких условиях сейчас живем, я не считаю это нормальной жизнью".

Гостиница "Колхети" представляет из себя семиэтажное аварийное здание в самом центре оживленной Вокзальной площади столицы, с двадцатью номерами три на три метра на каждом этаже. Государство, помимо оплаты коммунальных расходов, помогает беженцам скудным денежным пособием в размере 22 лари на человека. Но, по мнению госчиновников, беженцы живут не так уж и плохо.

"Не смогла достичь уровня бедности. Почему? Потому, что у меня стоит вот этот телевизор. И не имеет значение, что в таких тесных условиях живем с разрушающимися стенами. Приходили оценщики и поставили нам самые высокие очки, сказали, что не заслуживаем рубежа бедности. Сейчас живем четыре души: я, супруг и двое детей. Эта комната и гостинная, и спальня, и кухня".

Наверное, самое страшное, что может случится с беженцем в Грузии, это ненароком заболеть. Ламара Бидзионашвили уже пять лет как прикована к постели. Она шутит, что единственным ее развлечением остается составление писем и заявлений в различные ведомства с просьбами помочь или хотя бы научить как выжить на 30 лари, тогда как лекарства выписаны на 130. Хоть ведомства разные, но ответ всегда одинаков: отказ и уважение высокопоставленного чиновника в конце письма. Ламара Бидзионашвили зачитала нам одно из таких писем:

"К сожалению городская служба не сможет удовлетворить вопрос подчеркнутый в вашем заявлении. Так как в бюджете мэрии на 2010 год не предвидена одноразовая материальная помощь гражданам. С уважением, - кто мне там пишет? – да, вот, Кацарава", - говорит Бидзионашвили.

Год назад гостиница "Колхети" принимала министра по делам беженцев и расселению Кобу Субелиани.

"Что обещали, ничего не выполнено. Вот что они сделали за эти годы: перекрыли крышу, которая опять почему-то протекает. Из каждого уголка льетса вода".

Около половины жильцов гостиницы "Колхети", это молодежь, которая родилась, выросла в Тбилиси. Они в будущем не хотели бы жить на беженскую помощь или на помощь по бедности. Они живут жизнью обычной тбилисской молодежи. И единственное, вспоминают о своем статусе беженцев вечером, возвращаясь вместо квартир в гостиничные номера три на три метра.

"О каком возвращении идет речь? Уже никакой надежды нет. Недавно распространились слухи, что возвращение откладывается приблизительно на 15-20 лет. Если я еще буду жива к тому времени, то, конечно, я захочу вернуться домой. Я вышла замуж здесь, мои дети родились в Тбилиси. То, что их мать и отец жили когда-то в Цхинвали, они знают по рассказам. У них нет вообще к этому интереса".

Начиная с 2008 года Министерство по делам беженцев и расселению приводит в действие долгосрочную программу приоритетов. Главный из которых – расселение беженцев или, проще говоря, создание сносных условий для жизни. Сегодня 16 тысяч семей уже живут на узаконенных жилплощадях. В очереди еще 57 тысяч семей. Для завершения программы по расселению, как говорят в министерстве, понадобится еще два года. Что касается здавоохранения, занятости и других социальных вопросов, здесь, как нам сказали, статус никакой роли не играет. О схеме, по которой министерство защищает беженцев рассказывает глава административного департамента министерства Валерий Копалеишвили:

"Несколько лет назад выработана единая система социальной защиты, которая охватывает все население Грузии. Единственное, если ты беженец, то тебе дается одно дополнительное очко по бедности. И, что важно, беженец гарантированно получает от государства 22 или 28 лари, смотря от места проживания. Если беженец, скажем, попал в программу по бедности, он может и оттуда получать сумму. Это основные схемы, по которым мы защищаем беженцев от попадания в сложную ситуацию", - сказал Валерий Копалеишвили.

Итак, как мы выяснили до завершения тяжелого процесса по расселению беженцев осталось два года. Но что же имеет беженец от государства сегодня? А сегодня беженец имеет помимо непредсказуемой перспективы, одно гараниторванное очко по бедности и 22 лари в придачу. Ни больше, ни меньше.
XS
SM
MD
LG