Accessibility links

В президентов бросили пробный камень


Рамзан Кадыров готов перестать именоваться президентом. Но не все главы регионов разделяют его энтузиазм.
Рамзан Кадыров готов перестать именоваться президентом. Но не все главы регионов разделяют его энтузиазм.
Призыв лидера Чечни Рамзана Кадырова изменить название высших должностных лиц субъектов федерации и, в частности, перестать называть их "президентами" был с энтузиазмом подхвачен главами республик Северного Кавказа. Однако в других российских регионах эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Насколько актуальной является идея унификации названий региональных руководителей и будет ли Кремль настаивать на ее реализации?

На днях глава Чечни заявил, что в России надо прекратить, как он выразился, "парад региональных президентов". Коллегу поддержали глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, к этой компании чуть позже присоединились руководители Адыгеи и Удмуртии. Идею подхватили лояльные Кремлю политологи, а вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что фракция "Единой России" в федеральном парламенте готова поддержать возможные законодательные поправки, вводящие унификацию названий глав регионов.

Как известно, главы четырнадцати субъектов Российской Федерации называются президентами. И далеко не везде новую инициативу встретили с энтузиазмом.

О том, как в Башкирии отреагировали на призыв Рамзана Кадырова, рассказывает корреспондент Радио Свобода Артур Асафьев:

– В Башкирии пока что не собираются упразднять пост президента республики. Занимающий эту должность Рустэм Хамитов еще неделю назад написал в своем блоге, что хочет прежде подумать и посоветоваться, как он выразился, с авторитетными в республике людьми. Тогда же Хамитов шутливо упрекнул блогеров в том, что они хотят лишить его президентства всего через месяц после начала работы. В минувшую же среду, отвечая на вопросы в прямом эфире республиканского телевидения, президент Башкирии уже высказался более серьезно и более определенно. Хамитов подчеркнул, что заступил на пост главы региона и приносил присягу на верность народу республики именно как президент. "Я считаю себя человеком слова, – заявил Рустэм Хамитов, – и поэтому не могу с такой легкостью, как мои, возможно, более опытные коллеги, принять подобное решение о переименовании высшего должностного лица в нашей республике". Впрочем, президент Башкирии оговорился, что если бы соответствующий закон был принят на федеральном уровне, то он бы, разумеется, следовал ему. Если же вопрос о том, как именоваться главе республики, зависит от его личного выбора, то в этом случае Хамитов не хотел бы принимать никаких поспешных решений.

В Татарстане тоже не спешат поддерживать предложение Рамзана Кадырова. Как сообщил изданию "Ведомости" первый замминистра юстиции Татарстана Сергей Столяров, там пока не намерены менять Основной закон республики. В конституции Татарстана записано, что государственную власть в республике "осуществляют президент, Госсовет, кабинет министров и суды". Некоторые общественные деятели в Татарстане уже заговорили о возможном обращении в Конституционный суд, если федеральный центр пойдет на переименование должности главы республики, и о том, что единственный законный путь к этому – референдум.

"Вывеска" на самом деле не так уж важна, главное – реальный объем экономических и политических прав регионов и их населения, а он в последние годы неизменно уменьшался, говорит руководитель регионального отделения партии "Яблоко" в Татарстане Руслан Зинатуллин:

– В целом население отнеслось к этой новости равнодушно, потому что в республике много гораздо более существенных вопросов. Если же говорить о национальных движениях, то они считают, что Татарстан должен быть независимым государством и, соответственно, там должен быть свой президент. Мое личное мнение, что нет особой разницы, как будет называться глава региона. Должность президента была введена, когда республика обладала в общем-то достаточно большим суверенитетом. Сейчас от этого суверенитета уже мало что осталось. Да и президент у нас теперь не выбирается, а назначается, тогда как в мире принято, что президент – это выборное должностное лицо. Конституцию Татарстана меняли несколько раз, и, например, действие её положения о выборности президента пока приостановлено. То же самое может быть и с названием главы региона: просто приостановят действие статьи, гласящей, что высшим должностным лицом в Татарстане является президент. Кстати, во времена Шаймиева все вопросы, которые федеральный центр ставил по поводу суверенитета, по поводу конституции, ее соответствия российскому законодательству, – все они были предметом торга. То есть эти уступки федеральному центру делались в обмен на какие-то ресурсы – экономические (например, трансферты) или политические… Торг шел постоянно. В определенные моменты власти Татарстана позволяли активизироваться национальным движениям, а потом Москве говорилось: вот видите, народ недоволен. И выторговывались определенные приоритеты для республики, – вспоминает лидер "яблочников" Татарстана.

Президенту фонда "Петербургская политика" Михаилу Виноградову идея массового переименования глав регионов напомнила ранее прозвучавшую идею сокращения часовых поясов:

– Идея упразднения постов президентов – из этой же серии. Можно также вспомнить Белоруссию, где упразднили даже посты президентов банков. Кому-то пришла в голову идея унифицировать названия глав регионов. Практического смысла это не имеет, наоборот, вызывает ненужное раздражение. Такая идея дала кому-то повод проявить лояльность. И, конечно, Рамзану Кадырову легче уступить в названии должности, чем отказаться от серьезных финансовых ресурсов или контрольных полномочий. Но если говорить не о республиках Северного Кавказа, где все-таки имитация лояльности сопровождается федеральными дотациями, а о сравнительно самостоятельных регионах, таких, как Татарстан, где Минтимер Шаймиев заложил определенную традицию собственного понимания федерализма, – реакция, естественно, оказывается негативной... Мне кажется, что федеральной власти нет никакого смысла цепляться за эту инициативу, тем более что формально Москва на ней не настаивала. Поскольку федеральной власти все-таки обычно недосуг всерьез администрировать проблемы регионов, думаю, что скандал скоро утихнет. Более вероятно, что он утихнет с результатом в пользу Татарстана, потому что рационального смысла в этой инициативе я не вижу.

– То есть вы не исключаете, что на Кавказе эта идея будет реализована, а в других регионах ее постепенно забудут?

– Формально инициатива шла не от федеральной власти, а от Рамзана Кадырова. Я думаю, что таким образом просто бросили пробный камень, желая посмотреть на стрессоустойчивость новых руководителей Татарстана, Башкортостана. Но если эта идея не имеет какой-то выстраданной поддержки, то она рискует уподобиться другим идеям – таким, как укрупнение регионов или сокращение часовых поясов, – прогнозирует политолог Михаил Виноградов.

Тем временем вице-спикер Совета Федерации, член "Единой России" Александр Торшин, прибывший в Уфу для встречи с президентом Башкирии Рустэмом Хамитовым, заявил, что вопрос о том, как называться главам субъектов Российской Федерации, должен решаться исключительно на региональном уровне. Хотя сам он, подчеркнул Александр Торшин, сторонник той точки зрения, что президент в стране должен быть один.
XS
SM
MD
LG