Accessibility links

Безмолвный протест


Чиновники так и не вышли к народу
Чиновники так и не вышли к народу
ТБИЛИСИ--В Грузии продолжаются акции протеста беженцев из Абхазии. Возле здания мнистерства по делам беженцев и расселению шесть человек уже сутки ведут голодовку. Вчера они зашили себе рты в знак протеста против бездействия чиновников. Люди требуют, чтобы им дали крышу над головой.

Нитки на губах не позволяют им есть, но говорить с полусомкнутыми губами они могут.

Один из организаторов этой акции, Рамаз Аруния говорит, что к министерству пришли те, кого 13 августа выселили из приватизированного здания клиники в тбилисском районе Исани.

"Мы вместе жили в госпитале, в морге. Мы решили провести акцию. Провели ее, сядем сегодня или завтра утром и решим, что делать дальше. Наше требование – что нам положено по закону, пусть нам дадут",- говорит Аруния.

Он говорит, что вчера беженцы устроили акцию и возле здания представительства Евросоюза в Грузии. Однако, представитель ЕС привел людей к зданию министерства по делам беженцев,

"Он нас попросил вместе приехать сюда, поднялся к министру, поговорил с ним, спустился сюда, побещал нам, что все будет нормально. Но вчера всю ночь меня уговаривали – дадим 200 лари, вы снимите это. Женщинам, которые пошли на этот шаг, предлагают по 200 лари!" говорит Рамаз Аруния.

Многие беженцы жаловались на бездушие чиновников, которые отказываются рассматривать их заявление с просьбой предоставить какое-нибудь жилье.

"Миллион раз надо сюда приходить, и вот эти мальчишки и девчонки бестактно отвечают, как-будто мы нищие какие-то! Какие дома у нас были, как мы их строили! А они кто такие? Что они для людей и для гоударства сделали? Разве так можно! Мы же люди!" говорят беженцы.

Зураб Чаквитадзе, другой беженец из Абхазии, три года назад попробовал уехать на заработки в Санкт-Петербург, где его настиг инсульт. Возратившись инвалидом в Тбилиси, он не смог найти другого жилища, кроме как подвал в Исанской клинике. Но и оттуда его выселили утром 13 августа. При этом никакого альтернативного жилья ему не предоставили.

"Сказали – езжай , куда хочешь! Мы сказали, что хотим в Абхазию вернуться. Говорят – идите! А кто нас туда пустит? Я уже хочу, чтобы меня депортировали, и тогда уже буду договариваться с абхазами или русскими",- говорит Чаквитадзе.

По словам Рамаза Аруния, многим из выселенных беженцев не предоставили ни альтернативного жилья, ни обещанной компенсации в 10 тысяч долларов. Одни беженцы говорят, что этой компенсации не хватит на то, чтобы обустроить свое жилье, другие – что хватит для начала жизни в сельской местности. Но и этих денег многим не предлагают.

Чиновники так и не вышли к народу. Прибыл только депутат от партии Свободных демократов в тбилисском городском совете Виктор Долидзе, которому беженцы высказали свои жалобы на действия властей.

"12 семей здесь находятся, которые остались без всяких средств существования. Это неадекватная реакция государства и министра Субелиани, который даже не выходит поговорить с ним. Я сегодня хочу встретиться с официальными лицами министерства. Мне просто интересно, что они собираются делать. Потому что эта ситуация просто доведет нас до политического и социального кризиса," говорит Долидзе.

По словам Долидзе, с 2008 года на обеспечение нужд беженцев в общей сложности было выделено более 4 миллиардов долларов. Этих денег вполне хватило бы, чтобы построить новые дома для более чем 250 тысяч беженцев из Абхазии и Южной Осетии.

Куда пошли деньги, на которые можно было построить целый город? Сами беженцы не знают о тех программах, которые реализует государство, временный комиссариат ООН по беженцам, а так же датский и норвежский советы по беженцам. До сих пор у беженцев из Абхазии и Южной Осетии не было никакой общественной организации, которая вела бы учет наиболее нуждающихся людей.

В этом смысле беженцы из Абхазии оказались гораздо менее организованы, чем беженцы из Южной Осетии. С 90-х годов в Грузии действует неправительственная организация “Цхинвали будущего”, в которую стекается информация о том, какие льготы положены беженцам, какие вакансии есть на предприятиях и учреждениях в Гори и Тбилиси.

Только сегодня беженцы из Абхазии решили создать неправительственнцую организацию, которая занималась бы их проблемами. С этой инициативой выступили представители двух политических движений: Народной и Консервативной партии Грузии.

Александр Шаламберидзе, политический секретарь Партии народа сказал, что новое НПО создается не только для беженцев из Абхазии.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Группа депутатов грузинского парламента побывала недавно в Мегрелии, куда переселяют беженцев. Условия для их жизни в этих отдаленных населенных пунктах оказались катастрофическими - в корпусах для беженцев нет воды, отопления, электичества, в поселках отсутствует социальная инфраструктура. Кроме того, они находятся практически на де-факто границе с Абхазией, а это вызывает опасе ния, что и без того весьма сложная ситуация может обостриться. Об этом в интервью Дэмису Поландову предупреждает депутат Гия Цагареишвили, который также побывал в одном из таких поселков:

Дэмис Поландов: Сегодня происходят драматические события, когда акции беженцев уже превратились в действия, которые вызывают даже шок. С чем связан такой накал страстей?

Гия Цагареишвили: Сложный вопрос. Правительство Саакашвили и сам Саакашвили разделил беженцев на две категории- беженцы из Абхазии, 18 лет назад, и беженцы из Цхинвальского региона, Ахалгории и близлежащих грузинских деревень. Из Абхазии 300 тысяч зарегистрированы беженцами, а из Цхинвальского региона- 28 тысяч. Вот эти 28 тысяч как бы привилегированные беженцы- если можно так сказать. Эти люди получают или обустроенные дома, или компенсацию в 10 тысяч долларов. А беженцы из Абхазии в катастрофической ситуации. Это драматическая ситуация. У них нет почти ничего. От государства они почти ничего никогда не получали. Этих людей выгоняют с рынков, выселяют из Тбилиси за 300-400 километров. Я посмотрел эти корпуса, куда хотят заселить этих людей. Это концлагерь какой-то. Там нет света, газа и отопления. Нет элементарного пропитания. Правительство Саакашвили хочет, чтобы эти люди погибли, все поумирали. Я слов не нахожу.

Дэмис Поландов: Люди зашивают себе рты, объявляют голодовку. Существует судебная система. То что делается, не может соответствовать закону. Поданы ли какие-то иски в суд?

Гия Цагареишвили: Год тому назад правительство Саакашвили создало программу по обеспечению жильем и пропитанием для беженцев из Абхазии. Эта программа не работает. Там прописано, что правительство берет обязательство передать этим людям в собственность те квартиры, где они сейчас живут. Там были гостиницы во время Советского союза, турбазы, военные городки. Там заселили этих людей 20 лет тому назад. А сейчас оттуда выселяют. А обязательства взяты год тому назад, что успокоило этих людей. Если говорить о судебных исках, такие иски в Грузии не имеют никаких перспектив. Что надо требовать от правительства, которые говорят, что построили какие-то корпуса и обустроили их за 400 километров. Но там нет ничего, ни социальных условий, ни работы для этих людей. До местных выборов Угулава и Саакашвили говорили, что те беженцы, которые жили в Тбилиси эти годы, стали тбилисцами. Они горожане, и их никуда не будут выселять. И беженцы дали свои голоса за правительственную программу, за Национальное движение, за Угулава и Саакашвили. А вот закончились эти выборы, и их всех выгоняют отсюда.

Дэмис Поландов: То что их переселяют на границу с Абхазией, не создаст ли это там напряжение?

Гия Цагареишвили: Одно село, оно находится в километре от каскада ИнгурГЭС. Это село Поцхо. Там жили рабочие, которые строили ГЭС. Там никто не жил 15-20 лет, там очень трудные условия. Там нет школ, амбулаторий. Там есть маленький магазин. Катастрофическое положение. Когда людей тысячами выселяют, криминогенная ситуация может измениться в регионе. Это взрывоопасный регион. От этого села до административной границы где-то два километра. В Тбилиси проживают 130-140 тысяч беженцев из Абхазии. Куда им деться?
XS
SM
MD
LG