Accessibility links

Новый маршрут, старые проблемы


Идея маршрута появилась с момента открытия КПП Казбеги-Ларс в марте этого года
Идея маршрута появилась с момента открытия КПП Казбеги-Ларс в марте этого года
ТБИЛИСИ---Центральный автовокзал Тбилиси расположился на восточной окраине Ортачала. Солнце стоит уже высоко, свет заливает всю улицу имени Дмитрия Гулия, по которой мчится транспорт – автобусы и маршрутки, перемежаясь с легковушками. С левой стороны от автострады расположилась река, а справа – горный хребет, поросший низкими деревьями, так что склон напоминает морщинистую щеку, поросшую трехдневной щетиной.

Между горами и автострадой пролегла лощина, которая позволила расположить автовокзал на двух ярусах. С верхней площадки маршрутки и автобусы разъезжаются по всей Грузии, а с нижней – спрятавшейся в обрыве, транспорт уносит пассажиров в Армению, Турцию и Азербайджан. Среди автобусов бросается в глаза маршрутка с сине-красной надписью на лобовом стекле. “Владикавказ” значится на табличке. Высокий широкоплечий водитель Рома каждый день ровно в 10 часов утра выезжает на своем микроавтобусе с несколькими пассажирами, которые направляются в Северную Осетию.

“Я сам родился во Владикавказе, а в Тбилиси уже лет 14-15 живу”,- говорит Рома.

Как говорит директор автовокзала Тристан, эта маршрутка совершает официальные рейсы уже две недели. Хотя идея маршрута появилась с момента открытия КПП Казбеги-Ларс в марте этого года.

“Идея появилась еще в марте, когда появились первые просьбы. Люди спрашивали, если граница откроется, то почему бы не открыть новый маршрут. Мы в течение месяца вели переговоры с Ромой и его напарником, которые водят микроавтобусы – один в Грузии, а другой – на российской стороне. Потом сделали несколько технических рейсов – неприбыльных, но со временем появились клиенты, так что открылся чартерный рейс”,- говорит Тристан.

У Ромы автомобиль с грузинскими номерами, так что сам он не может пересечь границу и довозит пассажиров до контрольно-пропускного пункта:

“Я довожу людей до Казбеги, а потом туда приезжает мой напарник – ну, это мой двоюродный брат. У нас есть условленное место, так что он заезжает на территорию Грузии, берет пассажиров и потом уже пересекает обе границы”.

Помимо маршрутки, которая официально едет с автовокзала в Ортачале, до Казбеги довозят людей и таксисты, стоящие в районе Дидубе. Таксисты тоже говорят, что им приходится пересаживать людей и делиться заработком с владикавказскими таксистами:

“Мы довозим пассажиров до Казбеги, а потом их забирают таксисты из Владикавказа. Люди платят нам деньги – по сто лари, а потом
То что было – это все политика, а мы как были с ними, так и остались друзьями
мы делимся с осетинами. Мы их давно знаем, выросли вместе. То что было – это все политика, а мы как были с ними, так и остались друзьями”.

Как говорит брат Ромы, который принимает рейсовых пассажиров для пересечения, сама дорога занимает три с половиной часа – два с половиной до Казбеги и еще час – до Владикавказа. Но на границе приходится стоять достаточно долго.

“Иногда приходится стоять час или два. Зависит от того, сколько машин пойдет в ту и другую сторону. Через пункт туда и обратно 200 машин в сутки проходит. В основном – армянские грузовики”,- говорит брат Ромы.

Таксисты подтверждают, что стоять приходится , в основном из-за армянских грузовиков.

Вообще на границе довольно сложная ситуация: не пропускают граждан Грузии (только при наличии двойного гражданства), российские граждане тоже должны иметь визу из Москвы. Так что в основном пассажирами становятся граждане СНГ - Армении, Азербайджана и России, которые въехали в Грузию через другие пропускные пункты, но имеют право въезда на территорию России без визы. Один из пассажиров маршрутки рассказывает, что направляется транзитом из Армении к родственникам в Воронеж.

Стоимость одного билета составляет 100 лари (около 60 долларов или 2 тысяч рублей). Цена – достаточно небольшая, но маршрутка везет всего двух-трех клиентов в сутки. Как говорят Тристан и Рома, многие русские туристы боятся ехать через горную границу – предпочитают переправляться на самолете через Армению, Украину или Белоруссию.

Как рассказывают таксисты, они ездили во Владикавказ вплоть до 2006 года, когда с российской стороны граница закрылась. Это больно ударило по карману:

“Ударил, еще как ударил! Мы же там все вне приграничной территории живем, как Казбеги закрылся – мы зимой постоянно голодаем!”
Мы же там все вне приграничной территории живем, как Казбеги закрылся – мы зимой постоянно голодаем


Таксисты надеются, что на российской стороне для жителей приграничных районов в Грузии и Северной Осетии будут выдавать разрешения на въезд по упрощенной системе, как это было до 2006 года. Таксисты, которые сами родом из Казбегского района Грузии, говорят, что многие их земляки хотят съездить к родственникам, да и им самим было бы удобно ездить от начала маршрута до конца – от Тбилиси до Владикавказа:

“Хотя бы на месяц визу сделали, и то было бы легче”.

В настоящее время, дирекция автовокзала собирается направить документы в Минтранспорта и МИД России, чтобы обеим маршруткам позволили заключить официальный договор с вокзалами на осетинской стороне. Тогда они смогут работать через день, а не мучиться с пассажирами при пересадке.

Напарник Ромы говорит, что и в Северной Осетии много людей хотят съездить в Грузию к родственникам:

“Желающих поехать в Грузию – много. Но кроме желания нужна виза на въезд, если эти визы будут выдавать, тогда, однозначно, отбоя от пассажиров не будет!”
XS
SM
MD
LG