Accessibility links

В Сухуме открыли памятник махаджирам


На набережной Сухума в День освобождения города был открыт памятник махаджирам, автором которого стал абхазский художник и скульптор Геннадий Лакоба
На набережной Сухума в День освобождения города был открыт памятник махаджирам, автором которого стал абхазский художник и скульптор Геннадий Лакоба
СУХУМИ--На набережной Сухума в День освобождения города был открыт памятник махаджирам, автором которого стал абхазский художник и скульптор Геннадий Лакоба. Идея создания такого памятника появилась ещё до грузино-абхазской войны. Для того, чтобы она воплотилась в жизнь, понадобилось более двадцати лет.

На церемонию открытия памятника махаджирам на набережной Сухума собрались политики, лидеры национально-освободительного движения, деятели искусства, представители общественности и репатрианты, для которых это событие имеет, конечно, особенное значение.

Потомки махаджиров уверены, что этот памятник – очень важный символ и для тех, кто вернулся на историческую родину, и для тех, кто по-прежнему живёт за границей. Репатрианты Иван Бгажба, который не так давно приехал из Иордании, и Эркан Кутарба, вернувшийся сюда из Турции двадцать лет тому назад, убеждены, что трагедия, которая произошла на Кавказе в девятнадцатом веке, не должна быть забыта:

«Мы очень рады, что сегодня открылся этот памятник. Это очень хорошо. Дай бог, чтобы все люди: абхазы, черкесы, вернулись сюда – на свою землю».

«Наконец-то наш памятник открылся. Он не только для тех, кому отсюда пришлось уехать, этот памятник для всех абхазов, для всех кавказцев. И для тех, кого изгнали, и для тех, кто остался. Этот памятник рассказывает нашу общую историю, нашу общую боль и нашу обшую надежду».

Открытие памятника имеет ещё и серьёзное политическое значение. Тема махаджирства сыграла не последнюю роль в возрождении самосознания абхазского народа и во многом повлияла на политические процессы, которые происходили в восьмидесятых годах прошлого века и, в итоге, привели к провозглашению независимости Абхазии. Премьер-министр республики Сергей Шамба хорошо помнит, как впервые появилась идея создания памятника жертвам махаджирства.

«Я помню, когда в конце 80-х годов борьба за самоидентичность, самосознание, своих государственных прав возобновилась. Одним из важных политических актов была закладка камня на этом месте. На нем было написано: здесь будет установлен памятник», - говорит Сергей Шамба.

Выступая, на открытии памятника автор скульптуры Геннадий Лакоба рассказал о том, что это произведение является для него своеобразным итогом тридцатилетней творческой работы над темой махаджирства. Он также выразил надежду, что благодаря этому памятнику, о трагедии, которая произошла на Кавказе, будут помнить и последующие поколения.

«Я бы очень хотел, чтобы наши граждане приняли эту работу. Потому что, в общем-то, я сделал это для вас, я делал это для ваших детей, для ваших внуков, для наших правнуков и так далее, и так далее», - сказал Геннадий Лакоба.

Многие оценили художественные решения, найденные скульптором в работе над этим проектом. Помимо исторической, памятник махаджирам, безусловно, имеет и высокую художественную ценность. Он представляет собой отлитые из бронзы фигуры всадника и коня, однако поднятая вверх и сжатая в кулак рука наездника символизирует стремление к возрождению. По мнению Сергея Шамба – это одно из лучших произведений абхазского искусства:

«Если его оценивать с точки зрения художественной ценности, то я считаю, что это одно из лучших скульптурных произведений, созданных в Абхазии. Мне он очень нравится, и идея, которая заложена в этом памятнике, и исполнение великолепное, мастерское. Я уверен, что этот памятник будет долгие годы оставаться замечательным символом здесь, в Абхазии».

После завершения церемонии открытия потомки махаджиров, представители руководства страны, да и просто жители столицы возложили цветы в память о жертвах тех трагических событий. Таким образом, 27 сентября в Абхазии вспоминали две исторические даты – освобождение Сухума от грузинских войск в 1993 году и непростой период, который пережила Абхазия в 19 веке.
XS
SM
MD
LG