Accessibility links

Занятия тем, чего не существует...


Министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили
Министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили
СУХУМИ -- Сегодня в Пицунде закончился стартовавший 28 сентября третий открытый кинофестиваль «Страна Души». Торжественную церемонию закрытия фестиваля и гала-концерт вели заслуженные артисты России Марина Голуб и Сергей Грушевский. Абхазские телезрители уже имели на днях удовольствие слушать интервью легенды советского и российского киноэкрана Людмилы Гурченко, которая привезла на фестиваль свой режиссерский дебют – фильм "Пестрые сумерки", создателя детского киножурнала "Ералаш" Бориса Грачевского, актера и певца Антона Макарского. Но я сейчас не о киноискусстве и не об этом фестивале, который проводится в Пицунде уже в третий раз (первый прошел в августе 2008-го, еще до признания Россией Абхазии), а о другом.

Я уже по привычке ждал появления в грузинских СМИ жесткого заявления по поводу нарушения этими и другими участниками фестиваля грузинского закона "Об оккупированных территориях", который запрещает иностранным гражданам посещение Абхазии и Южной Осетии без разрешения властей Тбилиси, но пока почему-то такого сообщения нигде не встретил. Может, это чья-то недоработка, а может, сообразили все же, что очень уж бестактным будет соседство имени 70-летней Людмилы Гурченко с напоминанием о том, что теперь, попади она в Тбилиси, на ее худеньких запястьях могут защелкнуться наручники…

Между тем, совсем недавно тбилисское интернет-издание "Наша Абхазия" оповестило мир, что наказание за это нарушение – штраф до трех тысяч долларов или лишение свободы от двух до четырех лет – грозит известнейшим на постсоветском пространстве мастерам футбола. И были перечислены имена участников состоявшегося 10 сентября на Республиканском стадионе в Сухуме матча против местных ветеранов футбола – команды друзей воспитанника абхазского футбола Ахрика Цвейба, которую можно назвать ветеранской сборной СССР. Помню, как я смотрел телерепортаж об этой игре, и мой слух болельщика со стажем ласкали такие знакомые имена: Вагиз Хидиятуллин, Александр Бубнов, Хорен Оганесян, Юрий Гаврилов, Игорь Беланов, Сергей Юран… Признаюсь, в те минуты как-то не задумывался о том, что эти люди уже пополнили скрупулезно составляемый в Тбилиси «черный список».

В начале этого года одна хорошая знакомая из Минска обратилась ко мне за советом. Ее сын с друзьями собирался отправиться в поездку на велосипедах по Южному Кавказу: Абхазия, Грузия, Армения… Самое главное, что я посоветовал, – ни в коем случае не ехать сначала в Абхазию, а потом уже в Грузию. Надо наоборот, иначе ребятам будут грозить серьезные неприятности. И рассказал ей о нашумевших, известных мне из СМИ случаях, когда в Грузии содрали огромные штрафы с одного жителя Белоруссии с грузинской фамилией, который
Вы верите, что если вот так бесконечно сотрясать воздух и мелко пакостить людям, в основном далеким от политики, это поможет «восстановить территориальную целостность»?
сперва навестил могилу отца в Абхазии, а потом поехал в Тбилиси, затем – с украинской семьи, которая отдыхала в Сочи, съездила на экскурсию на несколько часов с соседнюю Абхазию, а потом ее угораздило поехать морем в Батуми… Граждане Белоруссии и Украины, совершившие это «злодейство», попадались, потому что в их паспортах на КПП «Псоу» ставились отметки о пересечении ими российско-абхазской границы. В паспортах же россиян, согласно договоренности между двумя странами, они не ставятся. Поэтому, надо полагать, соответствующие службы в Грузии отслеживают таких нарушителей из России какими-то другими способами. Думаю, что основную их массу – рядовых курортников и туристов – отследить невозможно. В случаях же с известными людьми на помощь им приходят сообщения СМИ. Но успевают ли они всех зафиксировать? Зафиксировали, например, Василия Ланового, приезжавшего ранее на фестиваль «Страна Души», Владимира Спивакова, Святослава Бэлзу?.. Да мало ли россиян, и не только россиян, приезжало и еще будет приезжать в Абхазию? Кстати, если они вдруг пропустили, недавно я видел выступавших по телевизору в Абхазии Федора Черенкова, Олега Долматова, Олега Газманова…

Так и хочется порой спросить: «Господа, вам больше делать нечего? Вы верите, что если вот так бесконечно сотрясать воздух и мелко пакостить людям, в основном далеким от политики, это поможет «восстановить территориальную целостность»?

Да что там «специальные люди», которым подобное поручено! Существуют ведь в Грузии целые структуры, при знакомстве с деятельностью которых невольно вспоминаешь название института «НИИЧАВО». Одно министерство по реинтеграции чего стоит! Так и всплывает в памяти реплика из кинофильма «Гараж» Эльдара Рязанова: «У вас очень интересная профессия – вы занимаетесь тем, чего не существует». Вчера прочел в Интернете интервью министра по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили грузинскому
Конечно, и так можно жить. И жить очень даже благополучно. Сидеть в хорошо обставленных кабинетах, плодить бумаги, создавать новые чиновничьи места
радиожурналу "Вся неделя». Порой мне хотелось даже посочувствовать министру. Длиннющее интервью, на протяжении которого он многословно пытается ответить на вопросы такого рода: «Что может быть гарантией того, чтобы попытки грузинских властей по улучшению условий жизни в конфликтных регионах в очередной раз не оказались выброшенными на ветер деньгами?». Отвечая на вопрос: «Что может указывать на то, что процесс реинтеграции в Грузии пошел на улучшение?», господин Якобашвили произнес: «Я не могу сказать, пошел процесс к улучшению или ухудшению, главное, что целиком изменилась парадигма в отношении этого конфликта. Думаю, изменение парадигмы – это то, на основании чего произойдет деоккупация Грузии, а затем и реинтеграция». Вот примерно из таких фраз и состоит все интервью – о том, что будет. Вот-вот. Очень скоро. Гораздо скорее, чем коммунизм в 1980 году, который обещал советскому народу Никита Хрущев.

Но о чем реально достигнутом в процессе реинтеграции с Абхазией и Южной Осетией можно говорить, если представители последних на женевских встречах отказались даже читать предложенный им проект Стратегии, разработанный в Тбилиси?

Конечно, и так можно жить. И жить очень даже благополучно. Сидеть в хорошо обставленных кабинетах, плодить бумаги, создавать новые чиновничьи места, время от времени с восторгом рапортовать о новых достижениях – что тот или иной западный политик тоже обвинил Россию в оккупации грузинской территории. Ну и, конечно, пополнять список нарушителей, побывавших в Абхазии и ставших «невъездными» в «ядерную» Грузию. Работенка непыльная, и главное – ее хватит на многие годы. И при этом можно плевать с высокой башни на реальные проблемы реальных людей – беженцев, которых тбилисские власти вышвыривают из зданий, где они жили, и которые проводят акции протеста, зашивая себе рты. Невольно приходит в голову предположение, что этих людей кое-кто хотел бы использовать в качестве «горючего материала» для возможной в будущем силовой операции по восстановлению территориальной целостности. Но они, судя по всему, совершенно не хотят в топку новой войны.
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG