Accessibility links

Статистическая загадка разгадана?


Так, нынешний президент Михаил Саакашвили, как политик более радикальный, говорит уже о более чем четырехстах тысяч беженцев
Так, нынешний президент Михаил Саакашвили, как политик более радикальный, говорит уже о более чем четырехстах тысяч беженцев
СУХУМИ---Не так давно я в определенной мере раскрыл для себя ту статистическую загадку, которую не мог разрешить все 17 лет, которые минули после окончания грузино-абхазской войны. Имею в виду то, что тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сразу заявил о 300 тысячах беженцев из Абхазии. С тех пор эта цифра повторялась грузинской стороной на самых разных уровнях множество раз, а если и менялась, то лишь в сторону увеличения.

Так, нынешний президент Михаил Саакашвили, как политик более радикальный, говорит уже о более чем четырехстах тысяч беженцев. Да, понятно, что подобные статистические данные всегда неизбежно становились инструментарием политики, всегда конфликтующие стороны называли и называют разные цифры. Но не до такой же степени разные!

В абхазском обществе цифра «300 тысяч» изначально стала вызывать недоумение и саркастические комментарии. Как же такое может быть, вопрошали в Абхазии, если по данным переписи 1989 года все грузинское население у нас составляло около 240 тысяч, то есть на 60 тысяч меньше. Даже если относиться к данным той переписи с недоверием, что делали как грузины, так и абхазы, все равно о такой «погрешности» говорить невозможно. Далее, утверждают абхазы, еще около 60 тысяч грузин сразу же вернулись в свои дома в Гальском районе в старых границах. А сколько грузин, проживающих дисперсно, осталось в других регионах Абхазии! А сколько тысяч выехало не в Грузию, а в Россию и другие страны, где было больше возможностей для выживания!

И вот попавшаяся на глаза этим летом в Интернете справка одной из международных организаций, проводившей мониторинг, частично прояснила для меня ситуацию. В ней отмечается, что те граждане Грузии, которые вернулись в Гальский район, все равно считаются в Грузии беженцами, или временно перемещенными лицами из Абхазии, и включены во все соответствующие списки. Пытаясь дать какое-то логическое объяснение возникновению цифры «300 тысяч», можно также предположить, что когда после войны составлялись эти списки для получения международной помощи, в них включались и выехавшие за пределы Грузии, чтобы эту помощь могли получать их родственники. Наверняка включали в них и родившихся позднее в семьях, покинувших Абхазию. Кроме того, безусловно, в этих списках фигурируют и члены таких семей, которые имеют другую национальность, т. е. не грузины. Но и при всем этом нестыковка цифр, конечно, остается существенной.

А в минувшую субботу я прочел в Интернете только что появившееся там большое интервью Михаила Саакашвили украинской газете «Бульвар Гордона» (главный редактор Дмитрий Гордон). Это было очень интересное для меня чтение, хотя бы уже в том плане, что узнал много подробностей видения грузинским президентом преддверия августовской войны 2008 года. Михаил Саакашвили заявил, в частности, в интервью, что Южная Осетия – «это несколько горных сел, полностью опустошенных, где сегодня живет шесть тысяч человек очень преклонного возраста, которые не смогли никуда выехать и разговаривают только по-осетински или по-грузински – даже по-русски не понимают». А беженцы, переселившиеся после той войны в Грузию, – «в большинстве своем этнические осетины».

Что касается Абхазии, то в ней, по его словам, осталось менее ста тысяч населения, их них 45-50 тысяч абхазов. По данным учета населения в Абхазии 2003 года, эти цифры соответственно составляют 214 тысяч и почти 95 тысяч. Ну, к таким расхождениям мы, собственно, давно привыкли, и они особого удивления не вызывают. Но далее Саакашвили говорит, что «в Батуми сейчас почти столько же абхазов живет, сколько во всей Абхазии».

Однако, по данным грузинской переписи 2002 года, в столице Аджарии проживало 800 абхазов (потомков махаджиров XIX века), то есть более чем в 50 раз меньше названной им чуть ранее цифры населения абхазов в Абхазии), а во всей Аджарии – немногим больше 1,5 тысяч. Михаил Саакашвили упомянул также, что во время войны в Абхазии греческий флот вывез из нее 34 или 36 тысяч греческих семей. Но это, если считать, что средняя семья состоит из, допустим, троих человек, более ста тысяч. А по переписи 1989 года в Абхазии проживало всего 14,7 тысяч греков, и не все они выехали. Понятно, что при занятости президента Грузии он может и не держать в памяти все эти цифры, но ведь есть у него наверняка соответствующие службы, которые могли бы помогать ему во время подобных интервью…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG