Accessibility links

Адам Михник: "Без демократии нет вкуса к жизни"


Адам Михник
Адам Михник

ТБИЛИСИ---В нашей постоянной рубрике "Гость недели" главный редактор газеты "Выборча", польский диссидент Адам Михник.

Давид Чаганава: Какова, на ваш взгляд, главная проблема, с которой сталкиваются постсоветские страны?

Адам Михник: Самая главная проблема – это дефицит демократии. Если угнетают независимые СМИ, если нет независимых судов и судей, если мы видим ингеренцию политиков в рыночную экономику, и вместо приватизации – прихватизацию, если есть проблемы у оппозиции, если их дискриминируют или сажают в тюрьму, если коррупция царствует в стране. Президент России Медведев сказал о правовом нигилизме, вот я бы сказал, что если мы давно не имеем возможности бороться с этим - это великая угроза для будущего и для демократии в наших странах. Можно было бы еще добавить, что у нас нет демократической традиции, у нас есть традиция свободолюбия. Демократия – это свобода в рамках правового государства. У нас нет терпения, мы не понимаем, что всего мы не можем сделать за один день. Если в наших странах у власти такие «органтные» люди, которые думают, что они одни носители правды. А их критики - это просто враги их страны или предатели их родины, или агенты других государств, то это очень опасно для нашего будущего. Но, в конце концов, я оптимист, потому что никто из моих друзей, а мои друзья - это правозащитники и демократы, никто не думал, что во время нашей жизни может рухнуть Советский Союз. А он рухнул.

Давид Чаганава: Почему лидеры постсоветского пространства считают, что могут позволить себе это?

Адам Михник: Это болезнь власти. Она не любит контроль, а власть бесконтрольная – это просто патология.

Давид Чаганава: С такой же проблемой власти можно столкнуться и в более демократических странах. Получается, что проблема не только в самой власти, но и в обществе?

Адам Михник: Проблема в том, что у нас плохо существуют механизмы контроля власти. И демократия - это такая система, которой угрожают каждый день противники и просто враги. Потому что это система, в которой есть толерантность для врагов демократии. И есть такой парадокс: Гитлер взял власть демократическим путем и в первый день уничтожил все демократические институты, а противников послал в концлагеря. Наверное, даже и на Западе есть проблемы с демократией - посмотрите сегодня на Италию. Но, в конце концов, я думаю, что это будет борьба до конца мира. И надо защищать демократию, потому что без демократии нет вкуса к жизни.

Давид Чаганава: Если сравнить страны с разным уровнем демократии, можно ли найти причину бесконтрольности поведения власти?

Адам Михник: Я думаю, что это слабость нашего гражданского общества, потому что очень многое зависит не только от власти, но и от общества. Если в обществе очень слабые стремления к активности, очень слабое желание защиты ценностей, то не надо говорить, что только власть виновата. Власть – это наши сограждане, и, если у нас нет таланта или желания и труда, чтобы её ограничивать, то это не только вина власти. Это и наша вина.

Давид Чаганава: Вчера вы говорили, что у недемократичной страны не может быть демократичного правительства.

Адам Михник: Нет, я сказал немного другое: что невозможно демократическое государство в стране, где нет демократов. В Грузии я видел очень много демократов, и потому в том, что касается Грузии - я оптимист. Потому что возможна страна недемократическая, где живут демократы, но невозможна страна демократическая, где нет демократов.

Давид Чаганава: Как вы думаете, может ли закон урегулировать эти проблемы, или это должно быть внутри нас, частью личной ответственности?

Адам Михник: Да, я думаю, что без нашего гражданского сознания закон ничего не сможет сделать. Но нам надо создавать такие законы, чтобы была возможность гражданской деятельности, проявления социальной активности без угрозы тюрьмы, дискриминации, увольнения и т.д. Я думаю, что без нас законы, даже демократические, не функционируют, но наши усилия должны быть направлены на строительство хороших законов для страны.

Давид Чаганава: Получается, что законы основываются на том, что у нас внутри, или все-таки можно научить быть более демократичными?

Адам Михник:
Свобода начинается с меня, и ответственность тоже начинается с меня. Закон может поддерживать мою активность и мою ответственность, а может уничтожать. Потому надо бороться за хорошие законы, но все, в конце концов, зависит от нас, от нашей совести.

Давид Чаганава: Вы сказали, что в наших странах нет исторической традиции демократии, но у нас есть свободолюбие. Нам нужно просто добавить ответственность?

Адам Михник: Нет, не только этот один элемент, условий много. Но, повторяю - все начинается с нас. Если у нас не будет желания свободы и желания ответственности, то никакие законы за нас этого не сделают.

Давид Чаганава:
Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Грузии?

Адам Михник: Знаете, я не специалист по Грузии. Но я слышу от моих грузинских друзей, что есть сомнение у многих грузинских демократов, интеллектуалов и граждан, что власть не смотрит в сторону философии диалога, философии плюрализма. Я думаю, что это очень угрожает и обществу, и демократическим ценностям, и властям. Потому что власть, которая не хочет диалога со своими оппонентами – это плохая власть для страны и для общества.

XS
SM
MD
LG