Accessibility links

Ценой собственной жизни


В минувший понедельник Магомеду Евлоеву, редактору и владельцу сайта «Ингушетия.ру» исполнилось бы 39 лет
В минувший понедельник Магомеду Евлоеву, редактору и владельцу сайта «Ингушетия.ру» исполнилось бы 39 лет

МАГАС---В минувший понедельник Магомеду Евлоеву, редактору и владельцу сайта «Ингушетия.ру» исполнилось бы 39 лет. Но не исполнилось. В 2008 году он был убит сотрудниками охраны тогдашнего президента Ингушетии.

«Я, Магомед Евлоев, ингуш, родом из Малгобека». Это единственная запись, сделанная им в своём блоге. Его не хватало на все, но это его не тревожило. Он пытался успеть сделать больше, чем мог и умел.

Отмечая его день рождения, я хотел бы два слова сказать о его человеческих свойствах и подвести некоторые итоги его деятельности.

Я прожил с Магомедом в Чешской республике два летних месяца 2008 года. Казалось, ноутбук и телефон заменяли ему еду и воздух. Думаю, что он не работал, а просто жил на своем сайте «Ингушетия.ру» большую часть своего времени. Мой товарищ прислал мне черновой вариант своей книги о Абдурахмане Авторханове, предупредив, что она пока не предназначена для печати. Рукопись мне понравилась, и я предложил ее прочитать Магомеду. Он отказался, объяснив, что если книга ему понравится, он не сумеет удержаться от ее публикации на сайте.

Сайт был для него всем - ни угрозы, ни уговоры, ни давление на его семью, ни попытки подкупа не могли поколебать его фантастическое упрямство. Я был свидетелем разговора Магомеда по телефону с одним из «доброжелателей», предложившим ему огромные деньги за закрытие или передачу сайта. Магомед тянул время, пытаясь узнать имя заказчика. При этом он ни на секунду не думал о том, чтобы принять предложение. Просто играл. Я спросил его: «А почему бы и нет? Продай, открой новый, работай под псевдонимом, избавь семью и близких от угроз». Ответ был прост и даже скучен: «Нет!».

Сайт «Ингушетия.ру», задуманный как культурный ресурс, стал даже помимо воли своего владельца и родителя грозным оружием в борьбе с беспределом и коррупцией в республике. Власть и спецслужбы были вынуждены считаться с его существованием, ибо результаты своей деятельности они могли видеть каждое утро, выставленными на всеобщее обозрение.

Магомед рассказывал, как в пик похищений людей в республике он, не зная как остановить этот конвейер смерти, опубликовал на сайте предупреждения о том, что сегодня в 2 часа дня в республику въехал «эскадрон смерти» ФСБ, и его целью является похищение и убийство граждан.

Объявление провисело на сайте несколько дней, и похищения прекратились. ФСБ по Ингушетии провело пресс-конференцию, на которой Магомед был обвинён во лжи. Сотрудники ФСБ аргументировали свои претензии нулевой статистикой похищений в день публикации объявления.
После многочисленных угроз в свой адрес, он, по его словам, явился в Магас, встал перед зданием ФСБ и позвонил Корякову, тогдашнему её руководителю, предложив ему поговорить – на улице или в кабинете.

Коряков встречаться не пожелал. Возможно, бравада и подвела Магомеда в последний день его жизни, когда он сел в самолёт с Зязиковым, отказавшись от других рейсов на Кавказ.

После убийства его соратника Макшарипа Аушева, сайт практически умер. Ресурсы, которые пользуются именами «Ингушетия.орг» или «Ингушетияру.орг» - это лишь тень былого.

Евлоев, добившись ценой собственной жизни отставки Мурада Зязикова, показал, что гражданское чувство одного отдельно взятого человека, если оно не умеет мириться с несправедливостью, способно менять мир. Хотя обходится это очень дорого.

Несмотря на скандал внутри России и крайне жесткую реакцию западной общественности на убийство Магомеда Евлоева, убийца был осуждён на условный срок и прожил бы, согласно решению российской Фемиды, долгую и счастливую жизнь. Но законы гор не оставляют шансов непрощеному убийце – человек, забравший жизнь Магомеда, расплатился своей жизнью за содеянное, и его убийца остался неизвестным.

Судьба заказчиков - тех, кому была выгодна смерть Магомеда, и тех, кто организовал это убийство, складывается более удачно. Они обосновались в столице «под сенью дружеских штыков», получили «на кормление» немалые должности. Мурад Зязиков занял пост советника Медведева, а бывший министр внутренних дел республики Муса Медов ушел работать в аппарат МВД России.

Убийством Магомеда Евлоева зязиковская власть сумела создать для ингушского чиновничества комфортный режим работы на долгие годы – охотников повторить судьбу владельца сайта «Ингушетия.ру» найти будет весьма непросто.

А томографы, за покупку которых ты так боролся, Магомед, в республику купили. Пишут, что украли много денег, но все равно купили, и они работают.

XS
SM
MD
LG