Accessibility links

Московский цуг-цванг


Озвученные президентом Саакашвили в минувший вторник на заседании Европарламента мирные инициативы поставили официальную Москву в неловкое положение
Озвученные президентом Саакашвили в минувший вторник на заседании Европарламента мирные инициативы поставили официальную Москву в неловкое положение
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ---Озвученные президентом Саакашвили в минувший вторник на заседании Европарламента мирные инициативы поставили официальную Москву в неловкое положение. Подходящего ответа на предложение Саакашвили ни на Старой площади, ни на Смоленской найти не могут. В народе про такую ситуацию говорят «куда ни кинь, всюду клин», а в шахматах обозначают термином цуг-цванг, когда любой сделанный ход только ухудшает положение. В этой ситуации Кремль следует золотому правилу двоечников и лентяев – когда не знаешь, что делать, не делай ничего.

Михаил Саакашвили очень точно нащупал болезненную точку в позиции России. «Для доказательства того, что Грузия хочет мирно разрешить конфликт с Российской Федерацией, сегодня мы выступаем с односторонней инициативой и заявляем, что Грузия никогда не применит силу для восстановления территориальной целостности и суверенитета, что она использует лишь мирные средства для осуществления деоккупации и объединения», - заявил грузинский президент. По его словам, «если даже Российская Федерация откажется от вывода оккупационных войск, если ее оккупационные отряды удвоят нарушение прав человека, Грузия оставит за собой лишь право на оборону в случае нападения на те 80% территории, которую контролирует правительство Грузии».

Заявление Саакашвили произвело впечатление. Евросоюз приветствует заявление Михаила Саакашвили об отказе от использования силы для решения проблемы территориальной целостности Грузии, заявила в четверг верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

На такое заявление ответ России может быть двояким – либо принять приглашение к диалогу, либо отказаться. Но это и есть цуг-цванг. Начать мирные переговоры – это значит отказаться от законсервированной и всегда готовой к употреблению маленькой победоносной войны. Отказаться от переговоров – предстать перед всем миром в образе упертого агрессора и неразговорчивого оккупанта.

МИД России прокомментировал заявление Саакашвили невнятно, заявив, что оно производит двойственной впечатление и что грузинским руководителям не впервой вероломно брать назад собственные заявления. В остальном официальная Москва хранит гробовое молчание, предоставляя возможность высказываться политикам и депутатам.

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил, что «возникает вопрос о добросовестности политической позиции господина Саакашвили». Он считает, что переговоры возможны, но только при выполнении Грузией ряда предварительных условий, в частности, признания вины за военный конфликт 2008 года и отказа от термина «оккупация» в отношении Южной Осетии и Абхазии.

Президент Абхазии Сергей Багапш выступил в том же духе, но более эмоционально: «Мы не верим никаким словам Саакашвили и никогда не вступим в диалог с фашистским режимом Тбилиси», - заявил он. Было бы интересно узнать, что понимает под фашизмом абхазский президент.

Из ситуации цунг-цванга на самом деле есть два выхода: признать поражение или сделать вид, что шахматная партия не имеет к тебе никакого отношения. Москва выбрала последнее. Кремлю остро необходим тлеющий на границах России военный конфликт, который можно будет раздуть при неблагоприятной экономической или политической конъюнктуре. Например, перед выборами или в случае нового экономического кризиса и резком обнищании населения. Тогда война все и спишет. Поэтому мирные предложения Саакашвили сегодня в Кремле не котируются.
XS
SM
MD
LG