Accessibility links

Будет ли прорыв из замкнутого круга?


Сегодня рано утром грузинская делегация направилась в Женеву на очередной раунд дискуссий
Сегодня рано утром грузинская делегация направилась в Женеву на очередной раунд дискуссий

ТБИЛИСИ---Завтра с утра начинается 14-й раунд Женевских дискуссий. В отличие от всех предыдущих встреч, на нем впервые будут обсуждать обязательства о неприменении силы, которые ранее уже декларировали Тбилиси, Сухуми и Цхинвали. Но даже при этом особенного прорыва из практически замкнутого круга никто не ожидает.

Сегодня рано утром грузинская делегация направилась в Женеву на очередной раунд дискуссий. И все было как всегда: несколько грузинских представителей приехали в аэропорт, сделали короткие заявления для прессы и отправились проходить регистрацию.

Грузинскую делегацию, как обычно, возглавляет Гига Бокерия, который теперь уже занимает пост главы Совета национальной безопасности. От американской стороны на переговоры приедет заместитель руководителя Госдепа США Филип Гордон. Но, несмотря на столь представительный состав участников, в Тбилиси мало кто ожидает прорыва на завтрашних дискуссиях: новый политический фон вряд ли обеспечит им новое содержание.

Под новым политическим фоном представители сторон и сопредседатели переговоров подразумевают заявление президента Саакашвили о неприменении силы, сделанное им чуть меньше месяца назад в Европарламенте, и следующие за ним с интервалом в две недели аналогичные заявления лидеров абхазских и югоосетинских де-факто властей.

Стороннему наблюдателю показалось бы, что почва для сдвига в Женевских дискуссиях готова, ведь стороны не могут подписать такой договор со времен окончания августовской войны 2008 года. Россия предлагала Тбилиси подписать это соглашение с Цхинвали и Сухуми, а Грузия заявляла, что будет подписывать его только с Москвой.

Но вся “соль” оказалась в деталях. Один из трех сопредседателей Женевских дискуссий Антти Турунен в опубликованном сегодня интервью грузинскому информпорталу Civil.ge сказал, что они испытывают «осторожный оптимизм» в отношении дальнейшего прогресса дискуссий.

Более конкретно в том же интервью высказался другой сопредседатель, Пьер Морель:

“Не все детали заявления президента Саакашвили являются именно такими, каких, возможно, ожидали другие участники [Женевских переговоров]”.

Во время выступления в Европарламенте Саакашвили, в первую очередь, говорил об обязательстве “не применять силу в отношении оккупантов, российской стороны”. Де-факто правительства он рассматривал как поддерживаемые Москвой нелегальные власти.

В свою очередь Сухуми и Цхинвали в заявлениях называли Грузию «соседним государством», а устные заявления Саакашвили считали недостаточными и говорили о необходимости подписать соответствующий документ.

Москва же со своей стороны только приветствовала решение Абхазии и Южной Осетии, не делая от собственного имени никаких заявлений о неприменении силы.

Один из руководителей грузинской делегации в Женеве Серги Капанадзе, сказал «Эху Кавказа», что главная цель грузинской делегации на завтрашних переговорах – добиться от России заявления о неприменении силы.

После этого представители официального Тбилиси намерены начать обсуждение «архитектуры» гарантий безопасности в Абхазии и Южной Осетии.

“Для грузинской стороны эта “архитектура" состоит, во-первых, из ввода миротворческих сил. Это должны быть международные силы, а не так называемые патрульные войска или так называемые российские миротворцы. Второй шаг – это, конечно же, вывод российских войск из этих оккупированных территорий. Потом можно рассматривать уже и [вопрос] насчет полицейских сил, чтобы устанавливать там порядок”.

Как миротворческие, так и полицейские силы, по словам Капанадзе, должны будут представлять международные организации: ООН, ОБСЕ и Евросоюз.

Однако власти Грузии, как признался дипломат, практически не надеются на то, что Россия возьмет на себя обязательства и не будет искать «новых отговорок”.

XS
SM
MD
LG