Accessibility links

Политический ландшафт Абхазии: год спустя


Спорная ситуация и нешуточная борьба возникли только вокруг назначения на должность гендиректора госкомпании «Абхазское морское пароходство»
Спорная ситуация и нешуточная борьба возникли только вокруг назначения на должность гендиректора госкомпании «Абхазское морское пароходство»
СУХУМИ---12 декабря 2009 года в Абхазии прошли вторые в ее истории всенародные выборы главы государства на альтернативной основе, а через два месяца состоялась инаугурация продлившего на пять лет президентские полномочия Сергея Багапша и началось формирование нового правительства – во главе с Сергеем Шамба. Оно лишний паз подтвердило неизменность курса Сергея Багапша в кадровой политике: «на всякий случай» никого не трогать, «не буди лихо, пока оно тихо»....

Новые имена на ключевых постах появились спустя пять лет (!) только там, где это было вынужденным, – например, в Службе гозбезопасности, прежний руководитель которой по болезни не работал уже больше года. Да, если не считать, конечно, того, что была учреждена должность еще одного вице-премьера, которым за заслуги в проведении избирательной кампании Багапша и за личную преданность был назначен председатель правящей партии «Единая Абхазия» Даур Тарба. (Кстати, про него в последнее время даже стали поговаривать как о возможном кандидате от власти, наряду с Александром Анквабом и Сергеем Шамба, на президентский пост через четыре года).

Спорная ситуация и нешуточная борьба возникли только вокруг назначения на должность гендиректора госкомпании «Абхазское морское пароходство». Ведь многолетний руководитель этой компании Заур Ардзинба участвовал только что в президентских выборах как оппозиционный кандидат, а руководство страны стало объяснять обществу, что правительство должно быть «одной командой». Ходили слухи о самых разных кандидатурах на его замещение, оппозиционные силы не раз собирались проводить массовые мероприятия в поддержку З. Ардзинба, но в итоге он так и остался исполнять обязанности гендиректора (опять же – чтобы не будить лихо).

Другому оппозиционному кандидату – председателю Партии экономического развития Абхазии Беслану Бутба – «в наказание» создали большие проблемы в ведении бизнеса как в Абхазии, так и в Москве. Впрочем, сегодня, после недавних выборов в Белоруссии, некоторые наши наблюдатели-оптимисты говорят: «Ну, у нас-то хоть кандидатов в президенты после выборов в тюрьму не бросают». (Действительно, дальше можно представить себе только выборы в каком-нибудь каннибальском племени мумба-юмба, где проигравших кандидатов на пост вождя племени просто съедают на банкете в день инаугурации победителя).

Заур Ардинба, по-видимому, остался удовлетворен сохранением своей должности, а его карьеру как политика можно считать законченной. Собственно, изначально многие в Абхазии понимали, что это политик на час. До предвыборной кампании 2009-го он в политической борьбе и даже просто в публичных выступлениях замечен не был, во время кампании его выступления телеаудиторию разочаровали, а в следующих выборах принимать участие ему уже не позволит возраст (в Абхазии кандидат в президенты не может быть старше 65 лет).

Рауль Хаджимба же, по-видимому, доволен тем, что, став в мае прошлого года на съезде партии «Форум народного единства Абхазии» ее председателем, он закрепил за собой статус лидера абхазской политической оппозиции. Некоторые скептически рассуждают: «Он что, собирается и в третий раз в президентских выборах участвовать?». Но в России и Зюганов, и Жириновский делали это гораздо больше…

Рауль Джумкович к тому же явно не чувствует себя «хромой уткой». Он еще довольно молод, 1958 года рождения. Кстати, начиная карьеру публичного политика лет семь-восемь назад, он, как и З. Ардзинба, был не слишком убедительным оратором, но за последнее время заметно вырос, чувствует себя намного уверенней. Часто дает пресс-конференции, интервью, делает заявления, в которых активно критикуются действия властной команды… Как-то в одном из грузинских интернет-изданий я встретил мысль, что в мае 2009-го Рауль Хаджимба сменил, после добровольной отставки, жесткое кресло вице-президента на удобный диван оппозиционного политика. Здесь тот нечастый случай, когда я согласен с грузинскими журналистами, пишущими про Абхазию. В вице-президентском кресле Рауль Джумкович чувствовал себя действительно неуютно – «свой среди чужих, чужой среди своих». Ну, а критиковать с общественной трибуны, указывать на недочеты и промахи исполнительной власти всегда гораздо выигрышней (я бы сказал, что политическая оппозиция – это когда одна из сторон в войне ведет наступление с господствующей высоты, что, впрочем, далеко не всегда обеспечивает ей победу в сражении).

В число ближайших соратников Рауля Хаджимба в последнее время выдвинулся кандидат исторических наук Александр Студеникин, секретарь партии «ФНЕА», который часто выступает с публикациями в СМИ. Генсекретарь Международной абхазо-абазинской ассоциации Геннадий Аламиа с августа редактирует новую газету Форума – ежемесячник «Апсны – Апсадгил». Среди лидеров партии также поэт и публицист Владимир Зантариа, парламентарии Рита Лолуа и Даур Аршба… Поддерживает Форум и общественная организация ветеранов войны «Аруаа» во главе с Вадимом Смыром. А вот один из прежних лидеров Форума Астамур Тания, поддержавший на последних президентских выборах Заура Ардзинба, решил, как говорят, сделать в политической деятельности паузу и сосредочиться на работе в Фонде первого президента РА Владислава Ардзинба.

Перестройка рядов идет в Партии экономического развития Абхазии. Когда она осенью 2007-го создавалась, двумя заместителями ее председателя бизнесмена Беслана Бутба стали опытный организатор-аппаратчик Илья Гамисония и молодой перспективный экономист Беслан Барателиа. Но первый отошел от Бутба перед президентскими выборами, а второй – вскоре после них. На выборах Бутба с восемью процентами голосов избирателей занял четвертое место. Но он на два года моложе Рауля Хаджимба и отнюдь не собирается заканчивать политическую карьеру. Сейчас к нему помощником пришел работать баллотировавшийся год назад кандидатом в вице-президенты Даут Дасания, а зам. председателя партии ЭРА стал бывший зам. председателя Народной партии Абхазии Гиви Габния.

Ближайшее ристалище для представителей ведущих политических сил республики предстоит в феврале, на выборах в органы местного самоуправления.
А сегодня, едва отойдя от новогодних праздников, общественное движение ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Амцахара», противостоящее вместе с партией «Единая Абхазия» оппозиционным силам, выступило с заявлением, в котором призывает боевых друзей, всех ветеранов к согласию во имя мира, стабильности и процветания Абхазии. По мнению «Амцахара», оппозиция продолжает нагнетать противостояние в обществе и распространять слухи, порочащие нынешнюю власть. «Амцахара» также выражает недовольство многими СМИ, которые, по мнению этого движения, выдают различные слухи за достоверную информацию. «Амцахара» рассматривает передачу России трех государственных дач (в Гагре, Пицунде и Мюссере) как «дань уважения и признательности народу и стране, которая первой в мире признала нас, которая пришла к нам на помощь в суровые годы войны». Думается, и «Аруаа», и другие оппозиционные силы не замедлят со своим ответом.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG