Accessibility links

«Единая Абхазия» превзошла КПСС


СУХУМИ---Вчера в Сухуме с участием видных деятелей исполнительной власти прошло расширенное заседание политсовета «Единой Абхазии», посвященное двухлетию создания этой политической партии, которая является правящей в стране. Естественно, оно широко освещалось на государственном телевидении.

По словам председателя партии Даура Тарба, РПА «Единая Абхазия» – сегодня «ведущая политическая сила страны». «Планомерно проводится работа по вступлению в ряды партии наиболее активных и уважаемых в обществе граждан. Особенно качественно эта работа проводится в Гагрском и Очамчырском районных отделениях партии, – отметил он в докладе. – Членами «Единой Абхазии» являются 21 388 человек».

Нетрудно догадаться, что такая скрупулезная точность призвана рассеять сомнения скептиков в достоверности цифры. Но меня эта весьма внушительная для маленькой Абхазии численность особо и не удивляет: в партию власти всегда найдется немало охотников вступить. И тем не менее, иронических комментариев в обществе данная цифра не избежала – в том смысле, что не перебор ли это? Надо сказать, что о примерно такой же цифре Даур Тарба отрапортовал еще перед прошлыми президентскими выборами декабря 2009-го, и тогда же сразу появились ее сравнения с КПСС.

Действительно, в КПСС к концу 80-х состояло почти 20 миллионов человек, но даже с учетом того, что в СССР была однопартийная система, они составляли лишь около 10 процентов взрослого населения страны. В Абхазии на прошлых президентских выборах было зарегистрировано чуть менее 140 тысяч избирателей. Иными словами, в «Единой Абхазии» состоит более 15 процентов взрослого населения республики. В полтора раза больше на душу населения, чем коммунистов в Стране Советов! И так же, как когда-то лидерам КПСС, лидерам «ЕА» приходится время от времени говорить о проблеме рыбок-прилипал, вступающих в партию исключительно в своекорыстных целях. Но правила командной игры во внутриполитической жизни, актуальность заботы о «численном перевесе» делают их нахождение в партии достаточно беспроблемным.

«Единая Абхазия» была преобразована в партию на съезде в январе 2009-го, в преддверии президентских выборов, а до этого почти пять лет существовала в качестве общественно-политического движения. Причем почти весь первый год – в качестве оппозиционного ОПД. Но основавшая ее инициативная группа «политических тяжеловесов» уже своим выбором названия («Единая Россия» в РФ к тому времени безраздельно ассоциировалась с понятием «партия власти») решила недвусмысленно продемонстрировать свои амбиции.

Слушать
Виталий Шария
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:27 0:00
Скачать


На фоне остальных отцов-основателей ОПД – Сергей Багапш, Сергей Шамба, Нодар Хашба, Артур Миквабия, Нугзар Агрба – руководитель оппозиционной депутатской фракции «Единая Абхазия» в парламенте Абхазии Даур Тарба смотрелся «серой мышью». Запомнился эпизод: когда на учредительной конференции ОПД в марте 2004-го его предложили кем-то в руководящие органы движения, он так долго и трогательно отнекивался: ну, куда, мол, мне рядом с такими фигурами… И это не смотрелось каким-то театральным кокетством. Дело в том, что широкая общественность республики знала его мало, среди «золотого состава» Верховного совета Абхазии созыва 1991 года, который обрел популярность во время острейших грузино-абхазских дебатов, он запомнился разве что тем, что… ничем не запомнился. Как шутили злые языки, его можно было бы назвать в тот период «великий немой», если б он был «великий».

А вот дальше произошла очень обычная вещь во властных коридорах. После того, как кто-то становится первым, в окружении своем он, как правило, все меньше начинает ценить самостоятельность и яркость суждений и все больше умеренность и аккуратность, личную преданность и исполнительность.

Первый председатель ОПД «Единая Абхазия», бывший одноклассник и друг детства Багапша Артур Миквабия возглавлял в 2004-2005 годах его избирательный штаб, немало, говорят, «вложился» и в финансовом отношении, но сразу после победы удостоился только поста советника президента по экономическим вопросам. А через 2-3 года они не «сошлись характерами», и Артур Артемович ушел со своих постов и вернулся в Москву, где у него многие годы был бизнес. Сменивший его во главе ОПД Нугзар Агрба, сейчас гендиректор «Абхазхлеба», – весьма своеобразная в абхазской политике фигура. Не сказать, что из тех, кто всегда «против власти» (распространенная во всех странах категория людей), наоборот, он, как правило, оказывался во главе провластных политических сил, но там надо без раздумий следовать ЦУ первого лица, Нугзар же позволял себе свое суждение иметь и даже порой, немыслимое дело, в чем-то соглашаться с оппозицией. После того, как летом 2008-го он подписал одно совместное заявление с оппозиционными силами (не все, правда, его пункты), судьба его как председателя ОПД была предрешена. Председателем партии в январе 2009-го был уже избран Даур Тарба.

И за «блестяще» проведенную избирательную кампанию Багапша он получил специально учрежденный для него пост вице-премьера (борьба за сокращение бюрократического аппарата в действии). Во время кампании же он запомнился обществу не какими-то своими глубокими речами, а, главным образом, «наездом» на редактора газеты «Новый день» Сергея Арутюнова, который в своем издании прозрачно намекал на то, что стремительного роста рядов в «ЕА» добиваются отнюдь не демократическими методами.

А в нынешнем месяце он стал главным обличителем председателя НПА Якуба Лакоба. Читательница Иоланта Отырба в последнем номере «Нужной» пишет: «Распоясавшаяся воинствующая глупость – основной вывод, извлеченный из двухдневной «промывки мозгов», учиненной организаторами и участниками «круглого стола», посвященного обструкции Якуба Лакоба и заодно всех, кто смеет думать не так, как, в том числе предводитель партии власти и по недоразумению вице-премьер».
Но Иоланта Отырба известна радикализмом высказываний. А вот один мой знакомый сухумец считает, что Даур Тарба доказал, что он отличный политический менеджер. В любом обществе, говорит он, присутствует агрессивно-послушное и просто послушное большинство, которое наиболее восприимчиво к простейшим, незамысловатым мыслям, которые обычно и излагает Даур Тарба. Будь проще – и к тебе потянутся люди.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG