Accessibility links

Куда ушли 160 миллионов?


Как считает Зураб Путкарадзе из организации «Здоровый мир», расходы на программу ваучеров были связаны с тем, что страховым компаниям в прошлом году поручили построить больницы в регионах
Как считает Зураб Путкарадзе из организации «Здоровый мир», расходы на программу ваучеров были связаны с тем, что страховым компаниям в прошлом году поручили построить больницы в регионах
ТБИЛИСИ---Финансовые инспекторы приступили к расследованию деятельности страховых компаний после того, как Контрольная палата Грузии представили отчёт о выполнении государственной программы по страхованию здоровья.

В отчёте говорится, что, согласно этой программе, Министерство здравоохранения распространило 9000 тысяч ваучеров среди социально незащищенных слоев населения. Люди сами выбрали компании, в которых хотели застраховать здоровье и обменяли ваучеры на страховые полисы. А страховщики, в свою очередь, обменяли эти ваучеры на деньги у государства, в соответствии со стоимостью страхового полиса. Часть этих денег затем должна была пойти в медучреждения.

Вроде бы удобная для всех схема: страховщики и медучреждения получили деньги, населению оказаны медицинские услуги, а государство откупилось от проблемы малой кровью. Но, на самом деле, всё оказалось сложнее. 160 миллионов лари (88 миллионов долларов) так и не дошли до медицинских учреждений, а остались в страховых компаниях.

Об этом рассказал начальник аудиторского департамента Контрольной палаты Георгий Аласания:

«В этом году было выделено 285 млн для помощи социально незащищенным слоям, 115 млн лари потрачены на конкретные нужды, а 160 млн осталось. Однако подчеркну, что это – не выгода в прямом смысле слова. Мы не знаем, сколько было потрачено на административные расходы. Это показатель эффективности программы управления».

Как считает председатель НПО «Здоровый мир» Зураб Путкарадзе, каковы бы ни оказались административные расходы, прибыль страховых компаний неприлично велика:

«Самое главное, что прибыль частных компаний составляла если не 60 процентов, то, как минимум, 40%. Эти 40 процентов – тоже большая цифра. Если возьмем государства Евросоюза, то прибыль там составляет 6-8 процентов, не больше».

Интересно то, что прибыль от коммерческого страхования здоровья у грузинских компаний составила не более 3-4 процентов.

Неудивительно, что и Министерство финансов заинтересовалось, куда пошли 160 миллионов, которые планировалось потратить на медобслуживание людей.

«Еще до того как мы опубликовали заключения нашей палаты, этими вопросами уже интересовалась финансовая полиция в двух страховых компаниях. Знаю, что на сегодняшний день идут проверки во всех страховых компаниях. Хочу заявить, что мы еще не вносили свои заключения в парламент, так как мы еще не закончили аудит, то есть результат еще не оформлен, а финполиция действует по своей информации», - говорит председатель аудиторского отдела палаты.

Георгий Аласания не спешит делать выводы, был ли злой умысел и попытка присвоить деньги незаконным путем. Однако, на его взгляд, очевидна неэффективность программы по страхованию здоровья. Интересно то, что сами компании даже не попытались скрыть свои прибыли от государственного финансирования. Они открыто предоставили свои отчеты, в которых было видно, сколько денег им перечислило государство, и сколько денег они перечислили больницам за оказанные медуслуги. В службе медиации, которая занимается урегулированием конфликтов между страховщиками и клиентами, приводят следующие данные: за шесть месяцев к ним поступило более 3 с половиной тысяч обращений, из них – только 500 потребовали вмешательства компании в спор между страховщиками и клиентами. 500 реальных конфликтов на 900 000 застрахованных по социальной программе. То есть, люди, большей частью, довольны медобслуживанием.

Как считает Зураб Путкарадзе из организации «Здоровый мир», расходы на программу ваучеров были связаны с тем, что страховым компаниям в прошлом году поручили построить больницы в регионах:

«Эти страховые компании работали так же в 2007, в 2008, в 2009 и 2010 годах, когда эта программа начиналась. Но в этом году видимо, что-то изменилось. Потому что они заставили эти компании построить больницы в регионах. Я думаю, в прошлом государство ничего не говорило, потому что это были обкатки, которые закончились – эти деньги должны заплатить за строительство больниц».

Окончательные выводы о том, куда были потрачены деньги - на больницы или на что-либо другое, - должны сделать следователи Минфина.

По мнению экспертов, самый главный вопрос – вернутся ли 160 миллионов государству или останутся в карманах страховых компаний? В Контрольной палате считают, что если будет установлен факт хищения, то страховщики обязаны вернуть деньги государству.
XS
SM
MD
LG