Accessibility links

Прощай, батяня-комбат!


СУХУМИ---Сегодня я побывал на прощании с умершим вчера после тяжелой болезни на 71-м году жизни председателем комитета по законодательству, судебно-правовой реформе и государственному строительству парламента Абхазии Владимиром Начачем. Он известен также в республике как один из отцов-основателей и лидеров общественно-политического движения ветеранов войны «Амцахара» («Родовые огни»). А еще как боевой командир, воевавший на Гумистинском фронте, один из первых, удостоенных после окончания грузино-абхазской войны звания «Герой Абхазии».

Именно тогда, в суровые месяцы войны, я впервые услышал это имя – «Владимир Начач-оглы» (лишь несколько лет назад он официально поменял эту фамилию на «Начач»). Работая в выходившей в прифронтовой Гудауте газете «Республика Абхазия», не раз готовил к печати статьи Владимира Эминовича – исписанные его узнаваемым почерком листочки, в которых он делился с читателями своими размышлениями о происходящем, о путях скорейшего достижения победы и долгожданного мира. Это, как мне помнится, был единственный военный, постоянно сотрудничавший с газетой, если, конечно, не считать бойцов, присылавших с фронта патриотические стихи. И лишь после войны, в Сухуме, мы познакомились лично…

Владимиру Эминовичу была уготована нелегкая судьба, в которой отразились все главные испытания, выпавшие на долю Абхазии в последние семьдесят лет. Родился в 1940 году в крестьянской семье в селе Нижняя Эшера, том самом, где пять лет спустя появился на свет первый президент Абхазии Владислав Ардзинба. В девятилетнем возрасте после сталинской депортации из Абхазии турок, греков и иранцев вместе с родителями оказался в Сибири, в Томской области.

«Ничего, – гладил его по головке добрый «надзиратель», – надо выживать, увидишь, вы еще будете реабилитированы». Так он вспоминал много лет спустя. Через восемь лет его семья вернулась на родину. Надо сказать, что живущие в Абхазии вот уже не одно столетие турки – это не совсем обычная этническая группа; практически все они говорят на абхазском, тесно связаны с абхазами, в том числе и смешанными браками, родственными узами. В общем, можно сказать, ощущают себя абхазами.

Слушать
Прощай, батяня-комбат!
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:15 0:00
Скачать


Владимир Эминович заочно получил высшее юридическое образование и почти четверть века работал в органах внутренних дел. Война застала его в должности заместителя начальника Гудаутского РОВД по оперативной части и следствию. Через неделю после начала войны ему исполнилось 52 года, но он пошел на фронт. Командовал Гудаутской ротой народного ополчения, преобразованной в ходе боевых действий во второй батальон. Если исходить и из возраста его, и из отзывов воевавших рядом с ним, ему очень подошли бы слова известного хита российской группы «Любэ» про «комбата-батяню»:

«Ты сердце не прятал за спины ребят». Потом он был назначен военным прокурором Республики Абхазия и работал в этой должности девять лет.
Широкой общественности республики стал известен в конце 90-х, когда его фронтовой друг генерал Сергей Платонович Дбар уговорил его организовать вместе с группой единомышленников ветеранскую организацию. Владимир Эминович, как он потом вспоминал, сперва отнекивался: «Зачем нам, военным людям, эта политика?», но в конце концов согласился. Из наиболее крупных фигур, стоявших у истоков движения «Амцахара», в живых сегодня остались, пожалуй, только нынешний министр обороны Мираб Кишмария и председатель парламентского комитета по обороне Гарик Саманба. Сергей Дбар умер в 2002-м, и его именем названа бывшая улица Гоголя в Сухуме, там, где в одном из зданий располагался штаб ОПД. Убиты киллерами Гарик Айба и Ака Ардзинба.

В 2002-2003 годах в центре общественного внимания в Абхазии постоянно находились съезды и конференции ОПД «Амцахара». Как самый юридически подкованный и «писучий», докладчиком на них обычно бывал Владимир Эминович. Запомнилось, в частности, одно его выступление, в котором он долго восхищался первым канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром, который, по-видимому, был тогда его идеалом в политике.

Политическая позиция «Амцахара» быстро радикализировалась. В какой-то момент «амцахаровцы» обогнали по радикальности требований движение, которое первым заявило о своей оппозиционности, – «Айтайра» («Возрождение») и, в отличие от него, потребовали в середине 2003-го досрочных президентских выборов. Выборы, правда, прошли все же в срок.
После победы на выборах оппозиционного блока общественно-политическая роль «Амцахара» стала не столь заметна. Как обычно бывает, внимание общества стали больше привлекать новые оппозиционные силы. И в их числе созданная летом 2007-го вторая организация ветеранов войны – общественное движение «Аруаа» («Воины»). Как и «Амцахара» в свое время, она при создании декларировала, что не будет заниматься политикой, но искушенные наблюдатели не сомневались, что пройдет время – и эта риторика неизбежно поменяется.

Владимир Эминович болезненно воспринял создание «Аруаа», хотел даже опубликовать в прессе что-то протестующее. Помню, я сказал ему: «Меня тоже, как и многих, не радует, даже тревожит факт существования в Абхазии двух ветеранских организаций с противоположной внутриполитической направленностью. Но что делать? Тут не может быть чьей-то монополии. И, кроме того, создание «Аруаа» лишь формально оформило существующее положение: туда вошли те ветераны войны, которые не хотели входить в «Амцахара». Вы же знаете это…».

Но прежде всего, мне кажется, Владимир Начач вошел в новейшую историю Абхазии как генерал-парламентарий. Работоспособность его поражала. За почти девять лет, пока был депутатом двух созывов, комитет, который он возглавлял, представил на рассмотрение Народного собрания – парламента более ста законопроектов. Выступления его на заседаниях сессий всегда были очень весомыми и профессиональными. Равного ему «законника», признают все, сегодня в абхазском парламенте нет. В 2005-м он был награжден орденом «Ахьдз-апша» второй степени.

Не думаю, что в сегодняшней Абхазии, во всех действиях исполнительной власти его устраивало абсолютно все, но правила «командной игры» диктовали ему, конечно, поддержку этой власти.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG