Accessibility links

Где эта улица, где этот проспект?


Из дальнейшей речи Сергея Багапша стало ясно, что он не допускает и мысли о переименовании проспекта Мира
Из дальнейшей речи Сергея Багапша стало ясно, что он не допускает и мысли о переименовании проспекта Мира
СУХУМИ---Направляясь вчера на пресс-конференцию президента Абхазии Сергея Багапша, я решил обязательно задать ему вопрос о ситуации с переименованием одной из центральных магистралей столицы Абхазии проспекта Мира. Ведь, в отличие от большинства вопросов, которые звучат обычно на таких пресс-конференциях, когда мы, задающие их, уже заранее в большей или меньшей степени догадываемся об ответах, этот действительно интересовал меня, да и множество, знаю, других жителей столицы Абхазии, с информативной, познавательной точки зрения.

Действительно, вот уже более полугода, после разгоревшегося в середине прошлого лета скандала на данную тему, сухумцы пребывали в неведении: так как все-таки называть этот проспект, по которому большинство из нас проходят почти ежедневно?

Напомню: все началось с того, что после смерти в прошлом марте первого президента Абхазии Владислава Ардзинба представители оппозиции предложили назвать его именем сухумский проспект Мира, а власть решила переименовать так улицу Аиааира (Победы), которая до войны называлась улицей Кирова. В апреле Сухумское городское собрание приняло, как полагали его депутаты, компромиссное решение: переименовать улицу Аиааира в улицу Ардзинба (как хотела власть), а проспект Мира – в проспект Аиааира (чтобы сохранить это слово в названиях центральных магистралей города, что заботило оппозиционеров). Но депутаты не учли, что власть, и прежде всего президент, хотели также сохранить название «проспект Мира», привычное, дорогое не одному поколению сухумцев.

Сергей Багапш отменил своим указом, причем почему-то только в начале июня, второй пункт решения Собрания. Задетые этим депутаты подтвердили свое прежнее решение, на сей раз единогласно – все 15 участвовавших в голосовании. 16 июля оппозиционные партия «Форум народного единства Абхазии» и общественное движение «Аруаа» распространили запальчивое заявление, в котором квалифицировали действия президента как «попытку подвергнуть сомнению итоги и уроки Отечественной войны народа Абхазии».

Президент, перед отъездом с официальным визитом в Никарагуа и Венесуэлу, в тот же день дал агентству «Апсныпресс» тоже весьма запальчивое интервью, последней фразой которого было, что его указ «остается в силе».

Слушать
Где эта улица, где этот проспект?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:06 0:00
Скачать


В этих текстах они успели наговорить друг другу много обидного и злого.
Ну а дальше… Дальше в течение многих месяцев была тишина. Депутаты Собрания ходили победителями; как говорил один из них, чтобы «преодолеть» повторное их решение президенту нужно было распускать Собрание. И даже в Администрации президента, куда с официальным запросом обратились, насколько знаю, минимум два средства массовой информации, им ответили, что да, решение Собрания вступило в силу. Выходит, по центру города пролегает уже проспект Аиааира? Но таблички на зданиях там никто и не думал менять, в отличие от зданий по улице Владислава Ардзинба. А в объявлениях и рекламе каждый писал как Бог на душу положит: кто хотел – проспект Мира, кто хотел – проспект Аиааира…

Когда на пресс-конференции я изложил свой вопрос, президент первым делом поправил меня: нельзя, мол, говорить, что второе решение Собрание приняло «единогласно», потому что на заседании многих не было (хотя, по-моему, «единогласно» – это когда «за» все присутствующие). А затем задал встречный вопрос: а тебе, мол, самому не жалко расставаться с этим привычным названием – проспект Мира?

Лично мне – да. Я всегда думал, что лучше сохранить это название. Но как законопослушный гражданин принял бы любое решение, лишь бы оно было легитимным. А у нас больше полугода неразбериха…

Из дальнейшей речи Сергея Багапша стало ясно, что он не допускает и мысли о переименовании проспекта Мира. Президент начал излагать свой вариант, который уже озвучил в свое время в интервью «Апсныпресс»: улицей Аиааира надо назвать нынешнюю улицу Конфедератов, которая идет к морю и пересекает улицу Ардзинба, проспект Мира, проходит мимо Парка боевой славы, что создаст «идейную взаимосвязь».

Как считают многие комментаторы этой ситуации, президент решил не обострять ее дальше после июльской перепалки, а просто подождать выборов в органы местного самоуправления. Они прошли 12 февраля, за два дня до данной пресс-конференции, и на них правящая партия «Единая Абхазия» провела в депутаты Сухумского городского Собрания 16 своих членов.

Поскольку всего в Собрании 26 депутатов, можно не сомневаться, что вскоре оно вернется к рассмотрению переименования сухумских улиц и план Сергея Васильевича будет воплощен в жизнь.

Ничего, в общем-то, повторюсь, не имею против этого плана, тем более, что президент предусматривает и сохранение, согласно ему, среди центральных улиц названия «улица Конфедератов» (так в Абхазии называли во время войны добровольцев Конфедерации народов Кавказа). Просто очень прискорбно, что в свое время было совсем не по делу сломано столько копий.

Да, бывают принципиальные вопросы, по которым власть и оппозиция никогда не сойдутся, но это был явно не тот случай. Ничего не стоило, убежден, встретиться, что называется, за круглым столом и с самого начала найти взаимоприемлемое решение. Было бы желание!

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG