Accessibility links

Печальные воспоминания детства


Мемориал жертвам депортации в Грозном
Мемориал жертвам депортации в Грозном
ВЛАДИКАВКАЗ---Сегодня 67-ая годовщина депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан. В Ингушетии возле Мемориального комплекса жертвам политических репрессий прошёл общенациональный митинг.

Саварбеку Лианову в 1944 году было 13 лет. Он рос без отца, который умер за 7 месяцев до его рождения. Самое отчётливое и одновременно печальное воспоминание детства – это события 23 февраля 1944 года. Семья Саварбека жила в селении Новый Джейрах на берегу реки Камбилеевки, в десяти километрах от города Орджоникидзе, как тогда назывался Владикавказ.

«Все помню. Стояла теплая погода. Но в тот день выпал снег. В 6 часов утра всех взрослых мужчин старше 15 лет забрали военные. Обходили каждый двор с оружием и говорили, что мужчин вызывают в сельсовет. Так забрали всех взрослых мужчин. Мы, подростки, дети и женщины остались дома. Потом нас предупредили: собраться в течение часа за поселком. Кому-то разрешили взять кукурузу, муку, вещи. Подогнали машины «студебекеры» и повезли в Орджоникидзе. В час ночи погрузили в вагоны 41 семью. И поезд тронулся. На стоянках поезда старики говорили, что нас обратно везут. По дороге умирали люди. Когда военные узнавали, они снимали трупы. Но многие прятали трупы и привезли с собой в ссылку. 13 марта нас привезли в Казахстан. Разместили в здании школы. Дней пять жили в школе. Потом нас развезли, мы поселились в поселке Лосевка».

Слушать
Печальные воспоминания детства
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:24 0:00
Скачать


Как только сошёл снег, Саварбека, как и многих его ровесников, отправили работать в поле, сеять пшеницу… Работать приходилось от зари до зари. Ингушские селения долго не пустовали. В них насильно свозили жителей горных сёл соседней Осетии. Известны случаи, когда осетины отказывались селиться в ингушских домах. Но партийное начальство и сотрудники НКВД не церемонились с такими людьми. Многих заставили переехать силой. Были и такие, кто поддался на пропаганду и поверил, что все вайнахи виноваты перед советской властью. Саварбек Лианов не может понять, как можно вынуждать весь народ отвечать за отдельных преступников.

«С осетинами у нас никогда не было конфликтов. Например, кровная месть бывает у ингушей и осетин. Но вечно так не может быть. Убийства прощают. Месть прощают. И дружно живут. Это нам необходимо сейчас».

В 1956 году ингуши были реабилитированы вместе с другими репрессированными народами. В 1961 году Саварбек в Алма-Ате получил специальность строителя. Потом вернулся домой. Купил дом в посёлке Карца, который административно входил в состав Владикавказа. Местные власти выделяли здесь участки возвращающимся из ссылки ингушам.

Были и другие испытания в жизни Саварбека и его семьи. Один только 1992 год чего стоит. Но семья Саварбека, как и многие другие ингушские семьи, продолжает жить в посёлке Карца. Здесь сохраняется мир и спокойствие, во многом благодаря усилиям 81-летнего Саварбека Лианова и его пожилых односельчан.
XS
SM
MD
LG