Accessibility links

Вступление с потерями


На самом деле, простая картинка – Россия очень хочет в ВТО, а Грузия ей мешает - весьма далека от действительности
На самом деле, простая картинка – Россия очень хочет в ВТО, а Грузия ей мешает - весьма далека от действительности
ВЗГЛЯД ИЗ ПРАГИ---Процесс вступления России в ВТО продолжается беспрецедентно долгое время. Свою заявку Россия подала еще в 1993 году. И все эти годы в стране не прекращалась дискуссия - нужно ли России присоединяться к этой организации или нет?

Сегодняшнее противостояние между Грузией и Россией по поводу вступления последней во Всемирную торговую организацию (ВТО) как-то отодвинуло на второй план острую внутрироссийскую дискуссию относительно необходимости этого шага. На самом деле, простая картинка – Россия очень хочет в ВТО, а Грузия ей мешает - весьма далека от действительности. Российские экономисты далеко не едины в своих оценках, а отраслевые лоббистские группы прикладывают немало усилий, чтобы либо продавить вступление, либо провалить его.

Главными поборниками вступления России в ВТО являются предприятия-экспортеры, которые крайне заинтересованы в улучшении условий доступа на рынки государств-членов ВТО. Прежде всего, можно выделить металлургическую отрасль, химическую промышленность и некоторые сектора машиностроения. К числу последних никак не относится российская автомобильная промышленность, чьи поставки на экспорт минимальны, а обусловленное вступлением в ВТО снижение таможенных пошлин на импорт автомобилей для нее смерти подобны. Примерно в таком же предсмертном состоянии могут оказаться сельское хозяйство, авиационная отрасль, легкая и пищевая промышленность и ряд обрабатывающих отраслей.

Слушать
Дэмис Поландов
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:51 0:00
Скачать


Вообще, главное ограничение, которое накладывает вступление в ВТО, это фиксирование уровня действующих импортных таможенных пошлин в момент присоединения к организации с условием их плавного понижения в дальнейшем. Это неизбежно ведет к усилению конкуренции во всех отраслях экономики. В долгосрочной перспективе это, может быть, и хорошо. Но сегодня конкурентоспособность большинства российских предприятий весьма низка. Замещение их продукции импортом происходит и без вступления в ВТО, и это одна из главных проблем российской экономики.

Конечно, российская власть выглядит уверенной в своем стремлении сделать страну членом ВТО. И это можно смело назвать победой экспортеров, которые, впрочем, и формируют российский бюджет. Каков же будет эффект от вступления для экспортеров? Оценки очень разнятся. Пять лет назад Всемирный банк оценивал цену, которую платит Россия за свое неучастие в ВТО в 19 млрд долларов в год. Российские экономисты крайне скептически отнеслись к этой цифре и утверждали, что «выигрыш по экспорту» будет не более 2-3 млрд долларов.

А вот минусы куда более очевидны. Падение продаж отечественной продукции приведет к уменьшению занятости во многих отраслях экономики. Не только в самых уязвимых, но и смежных с ними. Сырьевой характер экономики изменить будет существенно труднее – ведь придется создавать производства в условиях дешевого импорта. Уменьшится и стимул для иностранных компаний создавать производства внутри России, которых там сегодня уже немало: например, сборочных производств международных автогигантов – Форд, Тойота, Фольксваген, Рено и т.д. Ведь вступит Россия в ВТО или нет, она не перестанет быть непредсказуемой.

Никакое ВТО не сможет сломать российскую авторитарную и насквозь коррумпированную систему управления государством, не сможет изменить, прежде всего, зависимую и опять же коррумпированную судебную систему. А без этого все разговоры о плюсах вступления в ВТО бессмысленны. Рост инвестиций будет минимальным, а вот потери могут оказаться существенными.
XS
SM
MD
LG