Accessibility links

«Золотой» песок из Абхазии


Перевезено не менее 10 млн т, то есть РЖД получило дополнительную выручку в 3 млрд рублей, или порядка 100 млн долларов
Перевезено не менее 10 млн т, то есть РЖД получило дополнительную выручку в 3 млрд рублей, или порядка 100 млн долларов
СУХУМИ---В 2009 году, в преддверии президентских выборов в Абхазии, оппозиционные силы и неправительственная пресса много атаковали исполнительную власть, в частности, и по готовившемуся соглашению о передаче на десять лет в управление ОАО РЖД Абхазской железной дороги и о российском кредите нашей республике в 2 миллиарда рублей, который будет передан РЖД и потрачен на ремонт этой дороги.

Президент Сергей Багапш отвечал то терпеливо, то раздраженно, как это было 11 июня того года, когда он выступал с ежегодным посланием Народному собранию – парламенту Абхазии: «Пусть меня простят все остальные, я повторю для тугодумов…» Расплачиваться за кредит, по его словам, «будет не государство, а бизнес». (Что это за безликий «бизнес», общественности неясно и теперь).

Потом, осенью, был широко освещавшийся в СМИ судебный процесс над журналистом Антоном Кривенюком, который в статье в российском интернет-издании «Сегодня.Ru», что называется, малость перегнул палку, ударившись в домыслы, и получил три года лишения свободы условно по статье «клевета». (Его, правда, не помещали, как нынче лидера Народной партии Абхазии Якуба Лакоба, в ИВС. Кстати, любопытно, что тогда, в 2009-м, Якуб Лакоба был общественным защитником Кривенюка и упрекал Генпрокуратуру, что она «нашла низкий забор»: мол, его статья на ту же тему – «Песчано-гравийная мафия» – была написана гораздо более жестко, но ее они оставили без внимания).

Потом были президентские выборы, на которых оппозиция потерпела поражение, и тема эта надолго ушла в тень. Между тем намеченное соглашение было подписано, и не так давно РЖД приступила к ремонту, конкретно – челябинские рабочие. А месяц назад на пресс-конференции президента Абхазии журналистка Элеонора Когония начала вновь допытываться:

«Взят кредит, обсчитан ли он, знаем ли мы, что получим через год, два и как будем расплачиваться?» Она трижды задавала свой вопрос, но цифр так и не услышала. В конце концов, Сергей Васильевич не выдержал и сказал надоедливой журналистке: «Дорогая моя, это же так не делается. Это же не мамалыга, там можно рассчитать, сколько взять тарелок…»

Слушать
«Золотой» песок из Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:34 0:00
Скачать


А вчера я прочел на сайте российского издания « InfraNews » заинтересовавшее меня сообщение. В нем, в частности, говорится: «Руководитель главного контрольного управления (ГКУ) Константин Чуйченко на встрече с Дмитрием Медведевым анонсировал вторую кампанию по борьбе с коррупцией в госаппарате. Чуйченко сообщил, что проверке подвергнется ценообразование строек Сочи — цены на так называемые сыпучие материалы (песчано-гравийную смесь, щебенку) за год выросли с 360 до 800 руб, при том, что средний уровень стоимости этого товара на территории РФ составляет 250-400 руб.

Чуйченко прямо заявил, что Минрегион в ответе за то, что песок в Сочи доставляется не из карьеров Краснодарского края, а по железной дороге и водой из других структур. Претензии у президента ГКУ имеются и к утвердившей новые цены на песок "рабочей группе по вопросам ценообразования при определении стоимости строительства олимпийских объектов". Меж тем, точный состав рабочей группы неизвестен, в нее входят представители Минрегиона, Росавтодора, Минтранса, Федерального центра ценообразования в строительстве, госкорпорации "Олимпстрой" и РЖД. Группа была создана с целью разрешения спорных вопросов, возникающих при расчете за работы, выполненные при строительстве олимпийских объектов, и ей выявлены случаи расхождения стоимости оплаты работ РЖД, "Олимпстроя" и Минтранса в Сочи.

Сейчас РЖД возит ПГС за 100 км из Абхазии и берет за это со строителей столько же, сколько с угольщиков Кузбасса за доставку угля из Кемерово до, скажем, Москвы - от 10 до 15 долларов. Перевезено не менее 10 млн т, то есть РЖД получило дополнительную выручку в 3 млрд рублей, или порядка 100 млн долларов. Точнее, РЖД-то получило тариф - рублей 30-40 за тонну - а тот, кто его перепродал, заработал эти деньги».

Честно говоря, я далеко не все понял в последнем абзаце, очень уж нечетко, в какой-то спешке изложены в нем мысли. 10 миллионов тонн – это столько песчано-гравийной смеси вывезено только из Абхазии? И за какой срок, за все время олимпийского строительства? Между тем, на информацию тут же откликнулись на абхазских интернет-форумах.

Сегодня я позвонил известному абхазскому экономисту Беслану Барателиа с просьбой прокомментировать приведенные цифры. Он затруднился сказать, сколько инертных материалов уже вывезено из Абхазии на олимпийские стройки, но цифра 10 миллионов тонн показалась ему явно завышенной, учитывая к тому же, что, по его впечатлениям, морем из Абхазии этих материалов вывозится больше, чем по железной дороге. Посоветовал обратиться в Государственный таможенный комитет РА. Там мне дали такую цифру: за 2010 год из республики всеми видами транспорта было вывезено 1.766 тысяч кубометров инертных материалов. А затем перевели это в тонны – получилось 2,8 миллиона. Но даже если учесть, что их начали вывозить раньше, все равно до названной цифры в 10 миллионов слишком далеко…

Понятно, что деньги любят тишину и не любят слишком яркого света. И все же… Учитывая повышенный интерес общественности, в том числе и экологов, к этой теме, не пора провести в Сухуме пресс-конференцию, на которой представители того самого таинственного «бизнеса» (кто они: жители Абхазии, россияне?) озвучили бы самые основные цифры, рассказали о ходе работ, имеющихся проблемах… А то как-то совсем неприлично получается.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия



  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG